Баланс работы и личной жизни и источники стресса научно-педагогических работников российских исследовательских университетов
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.02Ключевые слова:
Академическая профессия, источники стресса, баланс труда и личной жизни, реформы науки и образованияАннотация
На основе опроса и полуструктурированных интервью с преподавателями и научными сотрудниками одного из ведущих российских университетов выделяются ключевые источника стресса в профессиональной деятельности академических профессионалов в современной России. К их числу относятся: (1) повышение требований к научной результативности, (2) большой объем административной нагрузки, (3) нарушение баланса труда и личной жизни. Отмечается, что во многом это связано с общемировыми трендами, обусловленными неоменеджериальными реформами науки и высшей школы, а также давлением, вызванным активным участием университетов в гонке международных рейтингов. Также это обусловлено рядом характеристик академического труда в целом, связанным, например, с размыванием границ между работой и досугом. По данным исследования группами риска становятся молодые академические сотрудники, а также те, у кого административная нагрузка занимает значительную долю бюджета рабочего времени. В завершении статьи проблематизируется концепция стресса в сфере академического труда и ставится вопрос о соотношении положительных последствий адаптационного стресса к новым условиям функционирования науки и высшего образования и рискам негативного влияния стресса на академическую систему.