Психологическое (не)благополучие студентов российских вузов в условиях пандемии COVID-19: уязвимые группы и связь с характеристиками образовательного опыта

Авторы

  • Александра Витальевна Филькина Национальный исследовательский Томский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-7026-7059
  • Мария Олеговна Абрамова Национальный исследовательский Томский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-9341-0436
  • Евгений Андреевич Терентьев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-3438-2786
  • Анастасия Вячеславовна Ларионова Национальный исследовательский Томский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-8523-2913

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2288

Ключевые слова:

психологическое благополучие, пандемия COVID-19, студенческий опыт, студенты, университеты, PHQ-8, депрессивное состояние, дистанционное обучение, смешанное обучение

Аннотация

Студенты являются одной из наиболее уязвимых социальных групп с точки зрения психологического благополучия. Зарубежные исследования показывают, что пандемия COVID-19 и форсированный переход к дистанционному обучению выступили дополнительными факторами стресса, снижения уровня психологического благополучия и ментального здоровья студентов. При этом фиксируется недостаток исследований в отношении российских студентов. Предлагаемая статья направлена на восполнение этого пробела и посвящена анализу распространенности признаков психологического неблагополучия среди российских студентов и связи признаков психологического неблагополучия и формата обучения студентов в период пандемии. Исследование основано на данных онлайн-опроса студентов российских вузов, реализованного в 2021 г. (N = 25400 студентов). Для оценки психологического неблагополучия студентов использовался стандартизированный опросник Patient Health Questionnaire (PHQ-8), который нацелен на предварительное выявление степени выраженности симптомов депрессивного состояния. Результаты исследования показывают, что для подавляющего большинства студентов характерны симптомы депрессии в той или иной степени проявления. При этом наблюдается связь между степенью выраженности признаков психологического неблагополучия студентов и полом, социально-экономическим положением и такими аспектами образовательного опыта, как форма (очная, очно-заочная, заочная) и курс обучения, направление подготовки и формат проведения занятий (очный, дистанционный или смешанный). Показывается, что смешанный формат обучения, когда часть занятий проходит в дистанционном формате, а часть — в очном, связан с увеличением вероятности признаков психологического неблагополучия у студентов.

Благодарность. Исследование выполнено при поддержке Программы развития Томского государственного университета (Приоритет-2030).  

Биографии авторов

Александра Витальевна Филькина, Национальный исследовательский Томский государственный университет

  • Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
    • кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования

Мария Олеговна Абрамова, Национальный исследовательский Томский государственный университет

  •  Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
    • кандидат философских наук, директор Центра социологии высшего образования Института образования

Евгений Андреевич Терентьев, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, директор Института образования

Анастасия Вячеславовна Ларионова, Национальный исследовательский Томский государственный университет

  •  Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
    • кандидат психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Как цитировать

Филькина, А. В., Абрамова, М. О., Терентьев, Е. А., & Ларионова, А. В. (2022). Психологическое (не)благополучие студентов российских вузов в условиях пандемии COVID-19: уязвимые группы и связь с характеристиками образовательного опыта. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2288

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)