Последствия пандемии COVID-19 для организаций культуры

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.2109

Ключевые слова:

кризисная цифровизация, организации культуры, автономия организаций культуры, пандемия COVID-19, стратегии адаптации

Аннотация

Статья посвящена стратегиям адаптации, которые изобретали и применяли организации культуры в период пандемии COVID-19. Исследование проведено при помощи смешанной методологии в 2021 г. в Санкт-Петербурге. На базе театров, музеев, библиотек и креативных пространств собраны и проанализированы три блока эмпирических данных: анкеты; экспертные интервью; вебометрия социальных сетей организаций. Для анализа использованы концепции сетевого общества и автономности. Выявлены отчетливые тенденции, характерные для большинства организаций: вынужденный переход в онлайн-формат с последующей выработкой адаптационных стратегий условиях жестких ограничений. Ключевыми сложностями стали слабость материально-технической базы и недостаток компетенций и специалистов для производства контента и привлечения аудитории в онлайн. Кризисная цифровизация обнажила структурные сложности, связанные с (не)готовностью трансформировать прежнюю автономию и работать с учетом новых требований сетевого общества, предполагающих сокращение посредников («уберизацию культуры») и потерю прежних сообществ. Нами были выделены три стратегии адаптации к условиям новой нормальности: углубляющаяся цифровизация; гибридная стратегия и стратегия автономии от цифровизации. Стратегия углубляющейся цифровизации характерна главным образом для библиотек, которые вели активную онлайн-работу и до пандемии. Они оказались в наиболее выгодном положении, надстроив и расширив развитую ранее цифровую активность. Гибридная стратегия в основном характерна для музеев, которые активизировали оцифровку коллекций и ввели новые форматы, в т.ч. трансляции из прежде закрытых хранилищ, но вместе с тем декларировали сохранение связи с живыми посетителями как ключевое направление для будущего развития. Стратегия автономии от цифровизации в большей степени присуща театрам, для которых переход в онлайн оказался наиболее сложным и порой невозможным. Для того чтобы прочувствовать и понять реакцию «безучастного зрителя», пришлось вырабатывать новые форматы, предполагающие вовлечение зрителя и получение обратной связи. 

Биографии авторов

Константин Александрович Галкин, Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН

  • Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Оксана Анатольевна Парфенова, Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН

  •  Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия 
    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

 

Загрузки

Опубликован

2022-07-07

Как цитировать

Галкин, К. А., & Парфенова, О. А. (2022). Последствия пандемии COVID-19 для организаций культуры. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.2109

Выпуск

Раздел

Институты и практики

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)