Двухкомпонентная модель поведения человека: может ли социология чему-то научить маркетинг?

Авторы

  • Олег Леонидович Чернозуб Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ https://orcid.org/0000-0001-5689-8719

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1946

Ключевые слова:

маркетинговый прогноз, прогноз спроса, микросоциология, социальное действие, теория поведения, факторы поведения, двухкомпонентная модель факторов поведения, эксплицитные факторы, имплицитные факторы, социальная установка, ГАТО, ТОД/ТБП, IAT, MODE, RIM

Аннотация

В последние годы нарастает волна критики в адрес авторов как политических, так и рыночных прогнозов. Это явление нельзя оценивать иначе как свидетельство несовершенства используемых ими моделей поведения человека. В электоральной социологии, где «цена» ошибок несоизмеримо более высока, стремление избежать их привело к некоторому прогрессу в этой области. Могут ли его результаты быть использованы в маркетинге?

В настоящей статье представлены результаты анализа теоретических предпосылок использования методологических находок электоральной социологии в маркетинге. Также дается метаанализ применения одной из этих находок — двухкомпонентной модели факторов поведения — для прогнозирования результатов голосования. Указанная модель основывается на комбинировании открытых (эксплицитных) и скрытых, или скрываемых (имплицитных), факторов поведения, рассматривая акт поведения как результат разрешения имеющегося между ними конфликта. Отмечая опыт применения этой модели в политической сфере, автор задается вопросом: может ли он быть перенесен в область исследований рынка?

Как показывает рассмотрение теоретических предпосылок наблюдаемых затруднений, и в электоральном, и в маркетинговом прогнозировании проблемы имеют схожую природу. Это и открывает возможности для встречного заимствования ими методов преодоления данных проблем.

Биография автора

Олег Леонидович Чернозуб, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
    • руководитель, Центр социально-экономических исследований, Институт социологии управления

 

Загрузки

Опубликован

2021-09-07

Как цитировать

Чернозуб, О. Л. (2021). Двухкомпонентная модель поведения человека: может ли социология чему-то научить маркетинг?. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1946

Выпуск

Раздел

Методы и методология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)