Выявление аффективной компоненты электоральной установки: создание и валидизация графического ассоциативного теста отношения

Ключевые слова: экономический человек, экономическое поведение, максимизация полезности, электоральное поведение, электоральное прогнозирование, теория обоснованного действия, теория запланированного поведения, теория социальной установки, тест Эткинда, тест Маркерта, графический ассоциативный тест отношения, ГАТО

Аннотация

Важным трендом современных общественных наук является углубляющееся понимание высокой структурной сложности факторов человеческого поведения. Например, в экономической науке постепенно утверждается признание ограниченности фундаментальной для данной дисциплины модели "экономического человека", сводящей все разнообразие мотивов его поведения к "максимизации полезности" имеющихся у него ресурсов. На этом фоне обращает на себя внимание факт, что электоральное поведение продолжает рассматриваться как частный случай "экономического поведения", когда единственным мотивом голосования считается осознанное преследование избирателями "своих интересов". При ближайшем рассмотрении оказывается, что данное допущение не имеет прозрачных оснований, но по инерции используется, несмотря на многочисленные "неудобные" эмпирические факты. В представленной статье рассмотрены теоретические ограничения применимости модели "экономического поведения" к сфере электорального выбора и представлен разнообразный эмпирический материал, указывающий на целые области, где поведение человека не может объясняться только рассудочно-мотивированными поисками "наилучших исходов". Сам эмпирический материал собран с использованием разработанного автором теста, описание, механизмы работы и подходы к интерпретации результатов которого публикуются впервые.

Опубликован
2018-07-10
Раздел
Теория, методология и методы
Аффилиации Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)