Трансформация агентности молодежи и пожилых людей в период пандемии COVID-19

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.4.2531

Ключевые слова:

трансформация агентности, пандемия COVID-19, молодежь, пожилые люди, последствия пандемии

Аннотация

Статья представляет исследование, нацеленное на анализ процессов формирования агентности и адаптации у пожилых и у молодых людей в условиях пандемии. Автор ставит своей целью выявить и проанализировать процессы адаптации к ситуации пандемии и связанных с ней ограничений. Работа опирается на материалы полуструктурированных интервью с молодежью и пожилыми людьми, собранных в период с февраля по июль 2023 г.

Агентность рассматривается как набор различных действий индивидов и ответственность за них, в рамках этого подхода автор анализирует трансформацию агентности в двух группах населения, а также изучает их взаимодействие с окружающей средой во время COVID-19. Результаты исследования позволяют утверждать, что как пожилые, так и молодые люди стремились трансформировать свою агентность, адаптируя ее к условиям пандемии, принимая ограничительные меры и получая лечение. Трансформация агентности приводила к изменениям в их поведении и повседневной жизни. Для молодежи эта адаптация чаще всего была временной, в то время как для пожилых людей она стала неотъемлемой частью жизни, связанной с ограничивающим воздействием медицины. Пожилые люди в целом были более склонны принимать произошедшие изменения и адаптироваться к ним, тогда как молодые участники исследования проявляли большую гибкость и сохраняли критический взгляд на ситуацию, стараясь адаптироваться к новым условиям, одновременно осознавая и анализируя созданные пандемией проблемы и сложности.

Биография автора

Константин Александрович Галкин, Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН

  • Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А., Захарова У. С., Григорьева А. В. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора. Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59—74. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.014.

Abramov R. N., Gruzdev I. A., Terentev E. A., Zakharova U. S., Grigoryeva A. V. (2020) University Professors and the Digitalization of Education: on the Threshold of Force Majeure Transition to Studying Remotely. University Management: Practice and Analysis. Vol. 24. No. 2. P. 59—74. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.014. (In Russ.)

Григорьева И. А., Богданова Е. А. Концепция активного старения в Европе и России перед лицом пандемии COVID-19 // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2020. № 2. С. 187—211. https://doi.org/10.25285/2078-1938-2020-12-2-187-211.

Grigoryeva I. A., Bogdanova E. A. (2020) The Concept of Active Aging in Europe and Russia in the Face of the COVID-19 Pandemic. Laboratorium: Russian Review of Social Research. No. 2. P. 187—211. https://doi.org/10.25285/2078-1938-2020-12-2-187-211. (In Russ.)

Кузьминов Я., Сорокин П., Фрумин И. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования. Форсайт. 2019. Т. 13. № 2. С. 19-41. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41.

Kuzminov Ya., Sorokin P., Frumin I. (2019) General and Special Skills as Components of Human Capital: New Challenges for the Theory and Practice of Education. Foresight. Vol. 13. No. 2. P. 19-41. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41. (In Russ.)

Сорокин П. С. «Трансформирующая агентность» как предмет социологического анализа: современные дискуссии и роль образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021а. Т. 21. № 1. С. 124—138. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-1-124-138.

Sorokin P.S. (2021a) “Transformative Agency” as an Object of Sociological Analysis: Contemporary Discussions and the Role of Education. RUDN Journal of Sociology. Vol. 21. No. 1. P. 124—138. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-1-124-138. (In Russ.)

Сорокин П. С., Зыкова А. В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021б. № 5. С. 216—241. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1858.

Sorokin P. S., & Zykova А. V. (2021b) «Transformative Agency» as a Subject of Research and Development in the 21st Century: A Review and Interpretation of International Experience. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. No. 5. P. 216—241. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1858. (In Russ.)

Сорокин П. С., Фрумин И. Д. (2020) Проблема «структура/действие» в XXI в.: изменения в социальной реальности и выводы для исследовательской повестки. Социологические исследования. № 7. С. 27—36. https://doi.org/10.31857/S013216250009571-1. Sorokin P. S., Frumin I. D. (2020) “Structure/Agency” Problem in the 21st Century: Changing Social Reality and Research Implications. Sociological Studies. No. 7. P. 27—36. https://doi.org/10.31857/S013216250009571-1. (In Russ.)

Томпсон Х. Агентность, опосредованная объективацией: субъектность и технологии // Логос. 2018. Т. 28. № 5. С. 203—248.

Thompson C. (2018) Agency through Objectification: Subjectivity and Technology. Philosophical Literary Journal Logos. Vol. 28. No. 5. P. 203—248. (In Russ.)

Чернова Ж. В., Шпаковская Л. Л. «Бесконечный день сурка»: социологический анализ учебных практик студентов вузов в ситуации вынужденной изоляции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 464—483. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1765.

Chernova Zh. V., Shpakovskaya L. L. (2021) “Endless Groundhog Day”: Sociological Analysis of Educational Practices Implemented by University Students in a Situation of Forced Isolation. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 2. P. 464—483. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1765. (In Russ.)

Штомпка П. (2001) Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социологические исследования. No. 9. С. 3—13.

Sztompka P. (2001) The Concept of Social Structure: An Attempt at Generalization. Sociological Studies. No. 9. P. 3—13. (In Russ.)

Bandura A. (1977) Self-¬Efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change. Psychological Review. Vol. 84. No. 2. P. 191—215. https://doi.org/10.1037/0033295x.84.2.191.

Berridge D. (2017) The Education of Children in Care: Agency and Resilience. Children and Youth Services Review. Vol. 77. P. 86—93. https://doi.org/10.1016/j.childyouth. 2017.04.004.

Bhatti S., Zakariya R., Vrontis D., Santoro G., Christofi M. (2021) High-Performance Work Systems, Innovation and Knowledge Sharing: An Empirical Analysis in the Context of Project-Based Organizations. Employee Relations: The International Journal. Vol. 43. No. 2. P. 438-458. https://doi.org/10.1108/ER¬10-2019-0403.

Campbell P. (2020) Rethinking Professional Collaboration and Agency in a Post-pandemic Era. Journal of Professional Capital and Community. Vol. 5. No. 3/4. P. 337—341. https://doi.org/10.1108/JPCC-06-2020-0033.

Chen J. H. (2021) Daily Social Life of Older Adults and Vulnerabilities during the COVID-19 Pandemic. Frontiers in Public Health. Vol. 9. Art. 637008. https://doi.org/10.3389/fpubh.2021.637008.

Dwivedi Y. K., Hughes D. L., Coombs C., Constantiou I., Duan Y., Edwards J. S., Gupta B., Lal B., Misra S., Prashant P., Raman R., Rana N. P., Sharma S. K., Upadhyay N. (2020) Impact of COVID-19 Pandemic on Information Management Research and Practice: Transforming Education, Work and Life. International Journal of Information Management. Vol. 55. P. 102—211. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102211.

Huberman M., Miles. M. B. (1994) The Qualitative Researcher’s Companion. New York, NY: Sage.

Jones R. H. (2024) How to Have Agency in a Pandemic. Frontiers in Artificial Intelligence. Vol. 6. Art. 1279759. https://doi.org/10.3389/frai.2023.1279759.

Kvale S. (1996) Interviews: An Introduction to Qualitative Research Interviewing Thousand Oaks. New York, NY: Sage.

Kwon K., Kim T. (2020) An Integrative Literature Review of Employee Engagement and Innovative Behavior: Revisiting the JD-R Model. Human Resource Management Review. Vol. 30. No. 2. Art. 100704. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2019.100704.

Leach M., MacGregor H., Scoones I., Wilkinson A. (2021) Post-pandemic Transformations: How and Why COVID-19 Requires Us to Rethink Development. World Development. Vol. 138. P. 105—233. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2020.105233.

Pahl-Wostl C., Odume O. N., Scholz G., De Villiers A., Amankwaa E. F. (2023) The role of crises in transformative change towards sustainability. Ecosystems and People. Vol. 19. No. 1: 2188087. https://doi.org/10.1080/26395916.2023.2188087.

Pradies C., Aust I., Bednarek R., Brandl J., Carmine S., Cheal J., Pina e Cunha M., Gaim M., Keegan A., K. Lê J., Miron-Spektor E., Nielsen R-K., Pouthier V., Sharma G., Sparr Jennifer L., Vince R., Keller J. (2021) The Lived Experience of Paradox: How Individuals Navigate Tensions during the Pandemic Crisis. Journal of Management Inquiry. Vol. 30. No. 2. P. 154—167. https://doi.org/10.1177/1056492620986874.

Rydzik A., Anitha S. (2019) Conceptualising the Agency of Migrant Women Workers: Resilience, Reworking and Resistance. Work, Employment and Society. Vol. 34. No. 5. P. 883—899. https://doi.org/10.1177/0950017019881939.

Sanderson R., Spacey R., Zhu X., Sterling-Morris R. E. (2021) Supporting Student Experience during the Pandemic and Beyond. Student Success. Vol. 12. No. 3. P. 96—105. https://doi.org/10.5204/ssj.1847.

Smith K., Ulvik M. (2017) Leaving Teaching: Lack of Resilience or Sign of Agency? Teachers and Teaching. Vol. 23. No. 8. P. 928—945. https://doi.org/10.1080/13540602.2017.1358706.

Statz T. L., Kobayashi L. C., Finlay J. M. (2023) ‘Losing the Illusion of Control and Predictability of Life’: Experiences of Grief and Loss among Ageing US Adults during the COVID-19 Pandemic. Ageing & Society. Vol. 43. No. 12. P. 2821—2844. https://doi.org/10.1017/s0144686x21001872.

Tuominen T., Martinsuo M. (2019) Employees’ Agency in the Formalisation of Knowledge-Intensive Business Service Processes: A Cross-Case Comparison. Journal of Service Theory and Practice. Vol. 29. No. 1. P. 45—70. https://doi.org/10.1108/jstp¬102017-0184.

Vale M. T., Stanley J. T., Houston M. L., Villalba A. A., Turner J. R. (2020) Ageism and Behavior Change during a Health Pandemic: A Preregistered Study. Frontiers in Psychology. Vol. 11. P. 587—911. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.587911.

Загрузки

Опубликован

2024-09-10

Как цитировать

Галкин, К. А. (2024). Трансформация агентности молодежи и пожилых людей в период пандемии COVID-19. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.4.2531

Выпуск

Раздел

Социальная диагностика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)