Самооценка эффективности обучения и типы трудностей первокурсников в период коронавирусных ограничений

Авторы

  • Нияз Камилевич Габдрахманов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-7336-4890
  • Иван Андреевич Груздев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-3939-7909
  • Олег Валерьевич Лешуков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-0379-8209
  • Евгений Андреевич Терентьев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-3438-2786

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2292

Ключевые слова:

студенческий опыт, образовательная успешность, COVID-19, студенты-первокурсники, трудности в обучении

Аннотация

Образовательный опыт на первом году обучения имеет критически важное значение для всей образовательной траектории студента в университете. Исследования показывают, что именно первый курс становится временем, когда происходит первичная академическая и социальная интеграция в университетскую среду, в значительной степени определяющая последующую успешность обучения. В настоящей статье на данных всероссийского опроса студентов рассмотрены трудности, с которыми столкнулись первокурсники российских университетов в период пандемии COVID-19. Анализ ответов более девяти тысяч первокурсников из университетов, представляющих все федеральные округа Российской Федерации, показывает, что к числу ключевых проблем относятся трудности социализации (нехватка коммуникации с преподавателями и другими студентами), организации самостоятельного обучения (сложно долгое время удерживать внимание онлайн, сложно сосредоточиться на самостоятельном изучении материала), а также технические трудности (проблемы со связью, плохие технические условия для дистанционного участия в занятиях). С помощью латентного анализа классов участники опроса были разделены на восемь групп в зависимости от того, с какими трудностями они столкнулись, и принадлежность к этим группам использовалась для предсказания самооценки эффективности обучения. Результаты анализа свидетельствуют о том, что трудности с социализацией и организацией самостоятельного обучения являются более сильными предикторами низкой самооценки эффективности обучения по сравнению с техническими трудностями. Это указывает на важность системной работы университетов по обеспечению возможностей для коммуникации студентов между собой и студентов с преподавателями, а также развития навыков самостоятельного обучения для студентов-первокурсников в условиях дистанционного и гибридного обучения. 

Благодарность. Авторы выражают благодарность М.О. Абрамовой и Центру социологии образования Томского государственного университета за продуктивную работу в рамках совместного научно-исследовательского проекта.

Биографии авторов

Нияз Камилевич Габдрахманов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат географических наук, доцент, научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования

Иван Андреевич Груздев, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов

Олег Валерьевич Лешуков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат педагогических наук, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ

Евгений Андреевич Терентьев, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, директор Института образования

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Как цитировать

Габдрахманов, Н. К., Груздев, И. А., Лешуков, О. В., & Терентьев, Е. А. (2022). Самооценка эффективности обучения и типы трудностей первокурсников в период коронавирусных ограничений. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2292

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)