Жизненный успех молодежи — от Москвы до самых до окраин
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.26Ключевые слова:
молодежь, жизненный успех, жизненные цели, жизненные стратегии, Москва, регионы, социальная мобильность, социальные лифты, коррупция, кумовство, самореализация, достаток, стабильность, путешествия, баланс труда и отдыхаАннотация
В статье анализируются модели жизненного успеха, жизненных целей и стратегий российской молодежи, видения инструментов и препятствий для достижения успеха, наличия и характера действия механизмов социальной мобильности, в том числе в разрезе «Москва — регионы». Анализ проведен в сопоставлении представлений молодежи и людей среднего возраста. Эмпирическая база исследования — материалы исследований жизненных установок россиян, проведенных Институтом социологии ФНИСЦ РАН в 2017 и 2018 гг. Метод сбора данных — фокусированные групповые дискуссии, локации исследования — Москва, Волгоград, Воронеж, Барнаул, села Ярославской области.
Сделан вывод, что в основе модели жизненного успеха российской молодежи лежит (1) материальный достаток и стабильность, от которых отстраивается целый спектр сценариев жизненного успеха; (2) достижение поставленных целей, отражающее стремление молодежи быть субъектом, а не объектом собственного жизненного сценария; (3) гармоничное сочетание работы как основного источника дохода и возможностей для самореализации, саморазвития. Выделены три типа базовых жизненных стратегий российской молодежи: «Быть готовым ко всему» (предполагает отсутствие видения будущего; установки на способность изменяться вместе с ситуацией, на максимально широкий репертуар возможностей в виде знаний, компетенций, связей); «Профессиональная реализация» (подразумевает стремление стать лучшим в своем деле, чтобы обеспечить будущее); «Смена места жительства» (предполагает переезд в крупный мегаполис, другой город). В отношении среднесрочных жизненных целей молодежи показан низкий уровень рефлексии, краткосрочный характер планирования, ограниченность сферой работы. Основные препятствия в достижении жизненного успеха зафиксированы в господствующих практиках кумовства, ограничивающих доступ к профессиональным лифтам, сужении рынка труда в результате неблагоприятной экономической ситуации, отсутствии возможностей для получения первичного опыта работы, стартового финансового капитала, постоянно меняющихся правилах игры.
Показаны различия в понимании жизненного успеха и в оценках возможностей для его достижения между молодежью Москвы и регионов. Данное обстоятельство трактуется как долгосрочный тренд, углубляющий социальную дифференциацию групп молодежи «Москва» и «не Москва» по экономическим, социальным и культурным основаниям.