Транснациональное детство. Часть I: постановка вопроса и обзор основных теоретико-методологических подходов

Авторы

  • Вера Михайловна Пешкова • Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук https://orcid.org/0000-0003-3530-922X

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1803

Ключевые слова:

международная миграция, трудовая миграция, дети мигрантов, транснационализм, транснациональные социальные пространства, транснациональное детство

Аннотация

Статья содержит постановку вопроса и обзор основных теоретико-методологических подходов к изучению места и роли детей мигрантов в современной международной миграции. Понятие «дети мигрантов» охватывает не только тех, кто приехал вместе с родителями, но и тех, кто остался в отправляющей стране. Это актуализирует вопрос о том, как международная миграция в Россию влияет на детей мигрантов «здесь» и «там», как трансформирует понимание и практики детства и каким образом влияет на миграцию их родителей и миграционную ситуацию в целом. Общей теоретической рамкой для изучения места и роли детей в миграции является антропология и социология детства. Отмечена необходимость при изучении детей мигрантов и их детства исходить из того, что дети, также как и взрослые, — активные субъекты современной транснациональной миграции. В связи с этим роль и место детей мигрантов предлагается изучать в контексте такого понятия как «транснациональное детство». В статье приводится описание основных направлений исследований детей в условиях международной миграции. Среди них исследования поколений, структурных характеристик детства в условиях миграции, практик воспитания в транснациональных социальных контекстах, распределения родительских ролей, поддержания семейных связей и организации заботы на расстоянии, изучение влияния переселения на благополучие семей мигрантов, а также образования детей мигрантов и их интеграции в стране миграции. Настоящая статья — первая часть текста, посвященного транснациональному детству в России. Во второй части, запланированной к публикации в одном из следующих номеров журнала, приводятся результаты полевого исследования роли и места детей в миграции из Средней Азии в России.

Биография автора

Вера Михайловна Пешкова, • Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

  • Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
    • кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2021-09-07

Как цитировать

Пешкова, В. М. (2021). Транснациональное детство. Часть I: постановка вопроса и обзор основных теоретико-методологических подходов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1803

Выпуск

Раздел

Миграция

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)