Теоретико-методологические подходы к изучению сетевой протестной активности: от умной толпы к слактивизму
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.3.01Ключевые слова:
протест, протестные настроения, протестный потенциал, протестная активность, Интернет, социальные сетиАннотация
Рассматриваются основные теоретические подходы к изучению виртуальной сетевой протестной активности в западной и отечественной социологии. Выделены 5 основных направлений: теория умной толпы (Г. Рейнгольд), теория минимизации затрат (К. Ширки, А.Б. Невесенко), теория сетей и потоков (М. Кастельс, С.В. Докука, А.Э. Гапич, Д.А. Лушников), теория солидаризации и социального перфоманса (Дж. Александер, И.В. Ксенофонтова), теория слактивизма (Е. Морозов, З. Бауман). Исследователи отмечают амбивалентный характер влияния виртуальных социальных сетей на протестную активность населения. С одной стороны, информационные и коммуникационные технологии предлагают населению принципиально новые возможности для выражения своей гражданской позиции, коллективной мобилизации, актуализации проблемного поля социального протеста и т.д. С другой – способствуют отчуждению пользователей от реального протестного движения, концентрации на виртуальном взаимодействии; при этом при подготовке протестных выступлений происходит деанонимизация лидеров протестного движения и, как следствие, усиление контроля за их деятельностью, осуществляемого властями и органами правопорядка.Тем не менее в каждом выделенном направлении виртуальные социальные сети рассматриваются как эффективный информационный, мобилизационный, солидаризационный и синхронизирующий ресурс, где минимизированы временные, финансовые и эмоциональные затраты. Структурная разница подходов – в эффекте влияния новых информационных и коммуникационных технологий на протестную активность: позитивном, негативном или нейтральном. В контексте рассмотренных подходов предполагается, что виртуальная протестная активность представляет собой принципиально новую форму гражданских инициатив через рост интенсивности сетевых взаимодействий (присоединение к сообществу (группе), участие в сетевых дискуссиях, распространение и одобрение информации и т.д.), привлечение широких слоев населения к протестной риторике, мгновенную реакцию на возникающие в обществе проблемы и т.д.Рассматриваются основные теоретические подходы к изучению виртуальной сетевой протестной активности в западной и отечественной социологии. Выделены 5 основных направлений: теория «умной толпы» (Г. Рейнгольд), теория минимизации затрат (К. Ширки, А.Б. Невесенко), теория сетей и потоков (М. Кастельс, С.В. Докука, А.Э. Гапич, Д.А. Лушников), теория солидаризации и социального перфоманса (Дж. Александер, И.В. Ксенофонтова), теория слактивизма (Е. Морозов, З. Бауман). Исследователи отмечают амбивалентный характер влияния виртуальных социальных сетей на протестную активность населения. С одной стороны, информационные и коммуникационные технологии предлагают населению принципиально новые возможности для выражения своей гражданской позиции, коллективной мобилизации, актуализации проблемного поля социального протеста и т.д. С другой – способствуют отчуждению пользователей от реального протестного движения, концентрации на виртуальном взаимодействии; при этом при подготовке протестных выступлений происходит деанонимизация лидеров протестного движения и, как следствие, усиление контроля за их деятельностью, осуществляемого властями и органами правопорядка.Тем не менее в каждом выделенном направлении виртуальные социальные сети рассматриваются как эффективный информационный, мобилизационный, солидаризационный и синхронизирующий ресурс, где минимизированы временные, финансовые и эмоциональные затраты. Структурная разница подходов – в эффекте влияния новых информационных и коммуникационных технологий на протестную активность: позитивном, негативном или нейтральном. В контексте рассмотренных подходов предполагается, что виртуальная протестная активность представляет собой принципиально новую форму гражданских инициатив через рост интенсивности сетевых взаимодействий (присоединение к сообществу (группе), участие в сетевых дискуссиях, распространение и одобрение информации и т.д.), привлечение широких слоев населения к протестной риторике, мгновенную реакцию на возникающие в обществе проблемы и т.д.Загрузки
Опубликован
2015-07-10
Как цитировать
УШКИН, С. Г. (2015). Теоретико-методологические подходы к изучению сетевой протестной активности: от умной толпы к слактивизму. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3), 3. https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.3.01
Выпуск
Раздел
Теория, методология и методы