Этюд о барбершопах в России: кейс связи микро- и макроуровней в качественном исследовании

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1780

Ключевые слова:

дизайн качественного исследования, ключевой исследовательский вопрос, социология труда, социология рынков, сегментация рынка, премиальные услуги, барбершопы

Аннотация

В статье показан пример трансформации дизайна качественного исследования: как делался переход от поисковой открытой (open-ended) стратегии к директивной за счет формулирования, а затем и уточнения ключевого исследовательского вопроса (КИВ). Данная методологическая логика была использована при попытке объяснения сорокакратного роста количества барбершопов в России за 2013—2017 гг. и образовавшейся при этом дифференциации премиальных стандартов, о чем свидетельствуют различия в соответствии функциональному и социально-эмоциональному критериям премиальности в выбранных для сравнения сетях барбершопов. Диверсификация премиальных стандартов выражается преимущественно в качестве базовых услуг барбершопов, в паттернах обхождения с клиентами и в человеческом капитале персонала. В статье представлены только те сюжеты профессиональной деятельности барберов, которые обоснованно можно отнести к типичным. Декомпозиция ключевого исследовательского вопроса при повторном прочтении и кодировании интервью позволила обнаружить сегментацию барбершопов по степени их соответствия премиальным стандартам и предложить правдоподобную интерпретацию взрывному росту числа барбершопов в России.

Биографии авторов

Виктория Сергеевна Вершина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка факультета социальных наук

Екатерина Михайловна Долгова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка факультета социальных наук

Олег Алексеевич Оберемко, ВЦИОМ

  • ВЦИОМ, Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, заведующий методической лабораторией
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук
  • Институт социологии ФНИСЦ РАН, Россия, Москва
    • старший научный сотрудник

 

Оксана Аслановна Тхагужокова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка факультета социальных наук

Загрузки

Опубликован

2021-09-07

Как цитировать

Вершина, В. С., Долгова, Е. М., Оберемко, О. А., & Тхагужокова, О. А. (2021). Этюд о барбершопах в России: кейс связи микро- и макроуровней в качественном исследовании. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1780

Выпуск

Раздел

Методы и методология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)