«Студент» или «молодой ученый»: мнения научных руководителей о предпочтительной модели аспирантской подготовки в российских университетах

  • Наталья Геннадьевна Малошонок Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-4523-7477
Ключевые слова: российская аспирантура, структурированные аспирантские программы, предпочтительная модель аспирантуры, подготовка научно-педагогических работников, смешанный дизайн исследования

Аннотация

Вступивший в силу в 2013 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» присвоил российской аспирантуре статус третьей ступени образования, обозначив начало ее перехода к модели структурированных аспирантских программ. Несмотря на то, что данный переход отражает глобальные тренды в области подготовки аспирантов, общественно-политическая дискуссия разворачивается вокруг необходимости возврата к старой модели подготовки научно-педагогических кадров. Таким образом, аспирантура находится в ситуации выбора продолжать ли развитие в соответствии со статусом ступени образования или возвращаться к советской модели. Статья посвящена изучению мнений научных руководителей аспирантов о предпочтительной модели аспирантуры в современном российском вузе. Обсуждаются две модели аспирантских программ, модель «наставничества», соответствующая российской аспирантуре до 2012 г., и модель структурированных программ, отличие которых проявляется в трех основных характеристиках: (1) объем учебной нагрузки; (2) отслеживание прогресса аспиранта; (3) формируемые навыки. Исследование имеет смешанный дизайн, для сбора данных использовались полуструктурированные интервью и онлайн-опрос. Научных руководителей спрашивали о том, как должна выглядеть идеальная аспирантура в соответствии с перечисленными четырьмя характеристиками. Проведены 24 полуструктурированных интервью и опрос 166 человек — научных руководителей в двух российских университетах. Результаты исследования выявили неоднородность мнений научных руководителей о предпочтительной для России модели аспирантуры. Большинство респондентов склоняются к тому, что идеальная аспирантура может сочетать в себе черты модели «наставничества» и структурированных программ, либо затрудняется дать ответ относительно того, какая модель окажется лучше для российской аспирантуры. Результаты исследования могут быть объяснены наблюдающейся «аномией» в сфере аспирантской подготовки, обусловленной незавершенностью переходного периода и неопределенностью стратегических приоритетов российской аспирантуры.

Биография автора

Наталья Геннадьевна Малошонок, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, директор центра, старший научный сотрудник, Центр социологии высшего образования

Опубликован
2019-07-08
Выпуск
Раздел
Социология образования