Роль гендера и гендерных стереотипов в восприятии учебной нагрузки и вовлеченности студентов математических и инженерных направлений подготовки

Авторы

  • Наталья Геннадьевна Малошонок Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-4523-7477

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.5.2396

Ключевые слова:

гендерные различия, студенческая вовлеченность, восприятие учебной нагрузки, STEM, гендерные стереотипы, российские вузы

Аннотация

Гендерная диспропорция на математических и инженерных направлениях подготовки представляет собой важную проблему не только потому, что приводит к негативным социально-экономическим последствиям, но и потому, что может снижать качество студенческого опыта девушек, оказавшихся в меньшинстве при обучении на данных специальностях. Эмпирические свидетельства об усердии и вовлеченности девушек на образовательных программах с мужским доминированием противоречивы. Поэтому в данной статье изучаются гендерные различия в восприятии учебной нагрузки и студенческой вовлеченности на математических и инженерных направлениях подготовки, а также взаимосвязь приверженности гендерному стереотипу о лучших математических способностях юношей с рассматриваемыми показателями. Выборку составили студенты математических и инженерно-технических направлений подготовки, на момент опроса обучавшихся в 401 российском вузе (N = 4311). Было обнаружено, что девушки в большей мере склонны называть свою учебную нагрузку высокой, особенно если они считают, что их преподаватели подвержены гендерному стереотипу. Также они более прилежно учатся и в среднем сильнее вовлечены в работу класса, чем юноши. Однако наличие гендерного стереотипа у самих девушек и у их преподавателей негативно взаимосвязано с показателями студенческой вовлеченности.

Благодарность. Исследование выполнено на средства гранта Российского научного фонда No 22-28-00882 (https://rscf.ru/project/22-28-00882/).

Биография автора

Наталья Геннадьевна Малошонок, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования

Библиографические ссылки

Замятнина Е.С. (2017) Гендерные различия при выборе специальности в вузе в современной России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 163–176. https://orcid.org/10.14515/monitoring.2017.3.11.

Zamiatnina E. S. (2017) Gender-related Differences in Speciality Choices in Russia. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 3. P. 163—176. https://orcid.org/10.14515/monitoring.2017.3.11. (In Russ.)

Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность как инструмент оценки качества образования в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27. № 2. С. 45-58. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.012.

Maloshonok N.G. (2023) Student Engagement as an Instrument of Assessing the Quality of Education in Russian Universities. University Management: Practice and Analysis. Vol. 27. No. 2. P. 45-58. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.012. (In Russ.)

Малошонок Н. Г., Вилкова К. А. Измерение учебной вовлеченности студентов как инструмент оценки качества российского высшего образования: информационный бюллетень. Т. 24: Мониторинг экономики образования. Вып. 7. М.: НИУ ВШЭ, 2022.

Maloshonok N. G., Vilkova K. A. (2022) Measuring Student Engagement as a Tool for Assessing the Quality of Russian Higher Education. Vol. 24. Iss. 7. Moscow: Higher School of Economics. (In Russ.)

Малошонок Н.Г., Щеглова И.А. Роль гендерных стереотипов в отсеве студентов инженернотехнического профиля //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 273—292. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.945.

Maloshonok N.G., Shcheglova I. A. (2020) Role of Gender Stereotypes in Student Dropouts of Stem Programs. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 2. P. 273—292. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.945. (In Russ.)

Малошонок Н.Г., Щеглова И.А., Вилкова К.А., Абрамова М.О. Гендерные стереотипы и выбор инженерно-технического направления подготовки // Вопросы образования. 2022a. № 3. С. 149-186. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-149-186.

Maloshonok N.G., Shcheglova I.A., Vilkova K.A., Abramova M.O. (2022a) Gender Stereotypes and the Choice of an Engineering Undergraduate Program. Educational Studies Moscow. No. 3. P. 149–186. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-149-186. (In Russ.)

Малошонок Н.Г., Щеглова И.А., Вилкова К.А., Абрамова М.О. Как привлечь девушек в STEM и помочь им добиться успеха: обзор практик преодоления гендерных стереотипов // Высшее образование в России. 2022b. Т. 31. № 11. С. 63-89. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-11-63-89.

Maloshonok, N.G., Shcheglova, I.A., Vilkova, K.A., Abramova, M.O. (2022b). How to Attract Women in STEM and Help Them Become Successful: The Review of Practices of Overcoming Gender Stereotypes. Higher Education in Russia. Vol. 31. No. 11. P. 63-89. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-11-63-89. (In Russ.)

Савинская О.Б., Лебедева Н.В., Вилкова К.А. Гендерные стереотипы и женские стратегии в высшем STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 3. С. 505-520. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-505-520.

Savinskaya O.B., Lebedeva N. V., Vilkova K.A. (2022) Gender Stereotypes and Women Strategies in STEM: a Multidisciplinary Review. The Journal of Social Policy Studies. Vol. 20. No. 3. P. 505-520. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-505-520. (In Russ.)

Bloodhart B., Balgopal M.M., Casper A. M. A., Sample McMeeking, L. B., Fischer, E. V. (2020) Outperforming Yet Undervalued: Undergraduate Women in STEM. Plos One. Vol. 15. No. 6. Art. e0234685. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0234685.

Brint S., Cantwell A.M. (2014) Conceptualizing, Measuring, and Analyzing the Characteristics of Academically Disengaged Students: Results from UCUES 2010. Journal of College Student Development. Vol. 55. No. 8. P. 808–823. https://doi.org/10.1353/csd.2014.0080.

Canada K., Pringle R. (1995) The Role of Gender in College Classroom Interactions: A Social Context Approach. Sociology of Education. Vol. 68. P. 161–186. https://doi.org/10.2307/2112683.

Carnes M., Devine P.G., Manwell L. B., Byars-Winston A., Fine E., Ford C.E., Sheridan J. (2015) Effect of an Intervention to Break the Gender Bias Habit for Faculty at One Institution: A Cluster Randomized, Controlled Trial. Academic Medicine. Vol. 90. No. 2. P. 221-230. https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000000552.

Cheryan S., Master A., Meltzoff A. N. (2015) Cultural Stereotypes as Gatekeepers: Increasing Girls’ Interest in Computer Science and Engineering by Diversifying Stereotypes. Frontiers in Psychology. Vol. 6. No. 49. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00049.

Cheryan S., Ziegler S. A., Montoya A. K., Jiang L. (2017) Why Are Some STEM Fields More Gender Balanced than Others? Psychological Bulletin. Vol. 143. No. 1. P. 1–35. https://doi.org/10.1037/bul0000052.

Danaher K., Crandall C. S. (2008) Stereotype Threat in Applied Settings Re-Examined. Journal of Applied Social Psychology. Vol. 38. No. 6. P. 1639–1655. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.2008.00362.x.

Farrell, L., McHugh L. (2017) Examining Gender-STEM Bias Among STEM and non-STEM Students Using the Implicit Relational Assessment Procedure (IRAP). Journal of Contextual Behavioral Science. Vol. 6. No. 1. P. 80–90. https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2017.02.001.

Ferrant G., Kolev A. (2016) Does Gender Discrimination in Social Institutions Matter for Long-term Growth? Cross-country Evidence. OECD Development Centre Working Papers. No. 330. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/5jm2hz8dgls6-en.

Good C., Aronson J., Harder J. A. (2008) Problems in the Pipeline: Stereotype Threat and Women’s Achievement in High-Level Math Courses. Journal of Applied Developmental Psychology. Vol. 29. No. 1. P. 17–28. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2007.10.004.

Heyder A., Kessels U. (2017) Boys Don’t Work? On the Psychological Benefits of Showing Low Effort in High School. Sex Roles. Vol. 77. No. 1. P. 72-85. https://doi.org/10.1007/s11199-016-0683-1.

Jackson C., Dempster S. (2009) ‘I Sat Back on My Computer… with a Bottle of Whisky next to Me’: Constructing ‘Cool’ Masculinity through ‘Effortless’ Achievement in Secondary and Higher Education. Journal of Gender Studies. Vol. 18. No. 4. P. 341-356. https://doi.org/10.1080/09589230903260019.

Johnson, A. M., Ozogul G., DiDonato M. D., Reisslein M. (2013) Engineering Perceptions of Female and Male K-12 Students: Effects of a Multimedia Overview on Elementary, Middle-, and High-School Students. European Journal of Engineering Education Vol. 38. No. 5. P. 519–531. https://doi.org/10.1080/03043797.2013.811477.

Kim A. Y., Sinatra G. M., Seyranian V. (2018) Developing a STEM Identity Among Young Women: A Social Identity Perspective. Review of Educational Research. Vol. 88. No. 4. P. 589–625. https://doi.org/10.3102/0034654318779957.

Krause, K.L., Coates H. (2008) Students’ Engagement in First-Year University. Assessment & Evaluation in Higher Education. Vol. 33. No. 5. P. 493–505. https://doi.org/10.1080/02602930701698892.

Lawson K.M. (2021) Women’s Daily Performance, Enjoyment, and Comfort in Male-Dominated Majors: The Role of Social Interactions in Classes. Research in Higher Education. Vol. 62. No. 4. P. 478–497. https://doi.org/10.1007/s11162-020-09609-5.

Lord S.M., Layton R.A., Ohland M.W. (2011) Trajectories of Electrical Engineering and Computer Engineering Students by Race and Gender. IEEE Transactions on Education. Vol. 54. No. 4. P. 610–618. https://doi.org/10.1109/TE.2010.2100398.

Maloshonok N. (2022) Harm Not Only Females: Math-gender Stereotypes and Engagement of Engineering Students at Russian Universities. European Journal of Engineering Education. Vol. 47. No. 6. P. 1197-1215. https://doi.org/10.1080/03043797.2022.2134760.

Maloshonok N. (2023) Do Student Engagement Patterns Differ Across National Higher Education Systems? The Comparison of US, Chinese, and Russian High-level Research-intensive Universities. Innovations in Education and Teaching International. https://doi.org/10.1080/14703297.2023.2183883.

Maloshonok N., Shcheglova I. (2023) Do the Effects of Student Engagement on the Development of Generic Skills Differ Across Nations? European Journal of Higher Education. Vol. 13. No. 1. P. 80-101. https://doi.org/10.1080/21568235.2021.1992641.

Maloshonok N., Vilkova K., Shcheglova I. (2022) If I Ignore It, Maybe It Will Go Away: How Russian Engineering Students Perceive the Gender Inequality Issue. European Journal of Engineering Education. Vol. 47. No. 6. P. 1315-1334. https://doi.org/10.1080/03043797.2023.2169107.

Mazur J. A. (2019) A Comparative Study of Student Engagement Among STEM Majors at Women’s Colleges and Coeducational Institutions. Ph. D. Thesis.

Morrissey K., Hallett D., Bakhtiar A., Fitzpatrick C. (2019) Implicit Math-Gender Stereotype Present in Adults but not in 8th Grade. Journal of Adolescence. Vol. 74. P. 173–182. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2019.06.003.

Murphy M. C., Steele C. M., Gross J. J. (2007) Signaling Threat: How Situational Cues Affect Women in Math, Science, and Engineering Settings. Psychological Science. Vol. 18. No. 10. P. 879-885. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2007.01995.x.

O’Dea R.E., Lagisz M., Jennions M.D., Nakagawa S. (2018) Gender Differences in Individual Variation in Academic Grades Fail to Fit Expected Patterns for STEM. Nature Communications. Vol. 9. Art. 3777. https://doi.org/10.1038/s41467-018-06292-0.

Pascarella, E.T., Seifert T.A., Blaich C. (2010) How Effective Are the NSSE Benchmarks in Predicting Important Educational Outcomes? Change: The Magazine of Higher Learning. Vol. 42. No. 1. P. 16–22. https://doi.org/10.1080/00091380903449060.

Rudakov V., Kiryushina M., Figueiredo H., Teixeira P. N. (2022) Early Career Gender Wage Gaps Among University Graduates in Russia. International Journal of Manpower. https://doi.org/10.1108/ijm-03-2021-0206.

Shcheglova I., Gorbunova E., Chirikov I. (2020) The Role of the First-year Experience in Student Attrition. Quality in Higher Education. Vol. 26. No. 3. P. 307–322. https://doi.org/10.1080/13538322.2020.1815285.

Schuster C., Martiny S. E. (2017) Not Feeling Good in STEM: Effects of Stereotype Activation and Anticipated Affect on Women’s Career Aspirations. Sex Roles. Vol. 76. No. 1–2. P. 40–55. https://doi.org/10.1007/s11199-016-0665-3.

Shapiro J.R., Williams A.M. (2012) The Role of Stereotype Threats in Undermining Girls’ and Women’s Performance and Interest in STEM Fields. Sex Roles. Vol. 66. No. 3—4. P. 175—183. https://doi.org/10.1007/s11199-011-0051-0.

Spencer S.J., Steele C.M., Quinn D.M. (1999) Stereotype Threat and Women’s Math Performance. Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 35. No. 1. P. 4–28. https://doi.org/10.1006/jesp.1998.1373.

Steele C.M., Aronson J. (1995) Stereotype Threat and the Intellectual Test Performance of African Americans. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 69. No. 5. P. 797–811. https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.5.797.

Stentiford L.J. (2019) You Can Tell Which Ones are the Laddy Lads’: Young Women’s Accounts of the Engineering Classroom at a High-Performing English University. Journal of Gender Studies. Vol. 28. No. 2. P. 218-230. https://doi.org/10.1080/09589236.2018.1423957.

Stoet G., Geary D. (2018) The Gender-Equality Paradox in Science, Technology, Engineering, and Mathematics Education. Psychological Science. Vol. 29. No. 4. P. 581–593. https://doi.org/10.1177/0956797617741719.

Subekti F. E. (2021). Students’ Mathematical Reasoning Abilities on Number Sequence Pattern Material: Viewed from a Gender Perspective. Journal of Physics: Conference Series. Vol. 1918. No. 4. Art. 042107. IOP Publishing. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1918/4/042107.

Tinto V. (2022) Exploring the Character of Student Persistence in Higher Education: The Impact of Perception, Motivation, and Engagement. In: Reschly A. L., Christenson S. L. (eds.) Handbook of Research on Student Engagement. Cham: Springer. P. 357-379. https://doi.org/10.1007/978-3-031-07853-8_17.

Tossavainen T., Rensaa R. J., Haukkanen P., Mattila M., Johansson M. (2021) First-year Engineering Students’ Mathematics Task Performance and its Relation to Their Motivational Values and Views About Mathematics. European Journal of Engineering Education. Vol. 46. No. 4. P. 604–617. https://doi.org/10.1080/03043797.2020.1849032.

Veenstra C. P., Dey E. L., Herrin G. D. (2008) Is Modeling of Freshman Engineering Success Different from Modeling of Non-Engineering Success? Journal of Engineering Education. Vol. 97. No. 4. P. 467–479. https://doi.org/10.1002/j.2168-9830.2008.tb00993.x.

Загрузки

Опубликован

2023-11-10

Как цитировать

Малошонок, Н. Г. (2023). Роль гендера и гендерных стереотипов в восприятии учебной нагрузки и вовлеченности студентов математических и инженерных направлений подготовки. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5). https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.5.2396

Выпуск

Раздел

Социология образования