Почему россияне не боятся экономических санкций? Контрриторические стратегии печатных СМИ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.1.11

Ключевые слова:

экономические санкции, СМИ, конструирование социальных проблем, интенсивность дискуссии, депроблематизация

Аннотация

В статье анализируются основные стратегии депроблематизации экономических санкций и российского продовольственного эмбарго, которые с марта 2014 г. по декабрь 2014 г. были использованы в четырех российских печатных изданиях: Российская газета (945 статей), Новая газета (396 статей), Аргументы и факты (258 статей) и Коммерсантъ (1574 статьи). Таким образом, мы анализируем дискуссию в четырех изданиях, находящихся на полюсах двух осей: идеологическая принадлежность (лояльность власти или оппозиционность) и информационная направленность (массовое или деловое издание). Данные издания лидируют в российском медиапространстве, согласно Title Popularity Ranking (TPR). Печатные издания использовали широкий спектр стратегий депроблематизации. Некоторые из них были направлены на опровержение важности проблемы в целом (несочувствующая контрриторика), другие — на доказательство несостоятельности предлагаемых способов решения проблема (сочувствующая контрриторика). Мы пришли к выводу, что в случае дискуссии об экономических санкциях наиболее активно используется несочувствующая контрриторика. Самыми популярными стратегиями депроблематизации в данном случае являлись антитипизация, опровергающие истории и контрриторика неискренности, в терминологии Ибарры и Китсьюза. Кроме того, мы делаем выводы об интенсивности дискуссии по этому вопросу. Например, отмечено, что российское продовольственное эмбарго было более заметно в публичном пространстве. Что касается тем, сопутствующих дискуссии, доля статей о санкциях, упоминающих Крым, стабильно снижается в течение 2014 г., а доля статей, упоминающих обменный курс рубля, значимо растет.

Загрузки

Опубликован

2016-03-10

Как цитировать

Казун, А. Д. (2016). Почему россияне не боятся экономических санкций? Контрриторические стратегии печатных СМИ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1), 256. https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.1.11

Выпуск

Раздел

Государство и общество

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)