Новые формы потребления: социологический анализ
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.3.3049Ключевые слова:
потребление, новые формы потребления, социальная дифференциация потребления, культурное потребление, экологически ответственное потреблениеАннотация
На протяжении XX века происходило становление и развитие социологии потребления как самостоятельной отрасли со своими теоретическими основаниями и богатыми эмпирическими изысканиями. Сегодня нарастает потребность в пересмотре и обогащении многих сложившихся социологических подходов к анализу потребительского поведения в контексте новых глобальных вызовов.
Цель специальной рубрики журнала «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», представляемой авторами этой вводной статьи, — высветить новые формы потребления, которые ранее отсутствовали или оставались на периферии исследовательского внимания, а сегодня в меняющихся социальных контекстах становятся все более распространенными и значимыми. Примерами новых форм потребления могут служить цифровое потребление, этичное потребление, эмоционально нагруженное потребление, практики совместного потребления и др. Эти формы нередко отклоняются от узко понимаемого экономического рационализма и являются сложной комбинацией экономических, социальных, эмоциональных и культурных элементов.
Благодарность. Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Библиографические ссылки
Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.
Bauman Z. (2008) Liquid Modernity. Saint Petersburg: Piter. (In Russ.)
Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999.
Baudrillard J. (1999) The System of Objects. Moscow: Rudomino. (In Russ.)
Бурдье П. Различение (фрагменты книги) // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / сост. и научн. ред. В. В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 537—565.
Bourdieu P. (2004) Distinctions (excerpts). In: Radaev V. (ed.) Western Economic Sociology: The Handbook of Contemporary Classics. Moscow: ROSSPEN. P. 537—565. (In Russ.)
Веселов Ю. В. Повседневные практики питания // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 95-104.
Veselov YU. V. (2015) Everyday Nutrition Practices. Sociological Studies. No. 1. P. 95—104. (In Russ.)
Веселов Ю. В., Таранова О. А., Цзинь Ц. Горький хлеб старости? Социальные практики питания пожилых людей // Журнал исследований социальной политики. 2018. Т. 16. № 1. С. 81-94. https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-1-81-94.
Veselov Y., Taranova O., Junkai J. (2018) The Bitter Bread of Old Age? Social Practices of Nutrition among Elderly People. The Journal of Social Policy Studies. Vol. 16. No. 1. P. 81—94 https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-1-81-94. (In Russ.)
Ганскау Е., Минина В., Семенова Г., Гронов Ю. Повседневные практики питания жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. 17. № 1. С. 41-58.
Ganskau E., Minina V., Semyonova G., Gronow J. (2014) Everyday Eating Practices of St. Petersburg and Leningrad Region Citizens. The Journal of Sociology and Social Anthropology. Vol. 17. No. 1. P. 41—58. (In Russ.)
Иванкина Л. И., Клемашева Е. И., Кашапова Э. Р., Аникина Е. А. Потребительские стратегии пожилых людей // Мир экономики и управления. 2021. Т. 21. № 1. С. 42—58. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-1-42-58.
Ivankina L.I., Klemasheva E.I., Kashapova E.R., Anikina E.A. (2021) Consumer Behavior of the Elderly. World of Economics and Management. Vol. 21. No. 1. P. 42—58. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-1-42-58. (In Russ.)
Корсунова В. И. Культурное потребление в социологических исследованиях: обзор подходов к измерению понятия // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 1. С. 148—173.
Korsunova, V. (2019) Cultural Consumption in Sociological Research: A Review of Measurement Approaches. Journal of Economic Sociology. Vol. 20. No. 1. P. 148—173. (In Russ.)
Котельникова З. В. Эволюция подходов к исследованию потребления в западной социологии: к истории концепта «потребление» // Социологический журнал. 2024. Т. 30. № 2. С. 55—77. https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.2.1.
Kotelnikova Z. (2024) Evolution of Approaches to Consumption in Western Sociology: Towards History of the Notion of Consumption. Sociological Journal. Vol. 20. No. 2. P. 55—77. https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.2.1.
Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: REFL-book, 1994.
Marcuse H. (1994) One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society. Moscow: REFL-book. (In Russ.)
Радаев В. Нестандартные формы потребления: сравнительный анализ // Вопросы экономики. 2024. № 3. С. 43—72. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-3-1-30.
Radaev V.V. (2024) Nonstandard Consumption Forms: A Comparative Analysis. Voprosy ekonomiki. No. 3. P. 43—72. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-3-1-30. (In Russ.)
Радаев В. В. Нестандартное потребление. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Radaev V.V. (2025) Nonstandard Consumption. Moscow: HSE Publishing House. (In Russ.)
Рубинштейн А. Я. Театр, зритель и государство: 12 комментариев экономиста // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 5. С. 98—149.
Rubinstein A. (2019) The Theatre, the Audience and the State: Twelve Economist’s Comments. Journal of Economic Sociology. Vol. 20. No. 5. P. 98—149. (In Russ.)
Appadurai A. (1988) The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective. New York, NY: Cambridge University Press.
Baudrillard J. (1998) The Consumer Society. London: Sage.
Cochoy F., Licoppe C., McIntyre M. P., Sörum N. (2020) Digitalizing Consumer Society: Equipment and Devices of Digital Consumption. Journal of Cultural Economy. Vol. 13. No. 1. P. 1—11. https://doi.org/10.1080/17530350.2019.1702576.
Dubuisson-Quellier, S. (2022) How Does Affluent Consumption Come to Consumers? A Research Agenda for Exploring the Foundations and Lock-Ins of Affluent Consumption. Consumption and Society. Vol. 1. No. 1. P. 31-50. https://doi.org/10.1332/UHIW3894.
Featherstone M. (1990) Perspectives on Consumer Culture. Sociology. Vol. 24. No. 1. P. 5—22. https://doi.org/10.1177/0038038590024001003.
Gilleard C., Higgs P. (2011). Consumption and aging. In: Settersten R. A., Angel, J. L. (eds.) Handbook of Sociology of Aging. New York, NY: Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-7374-0. P. 361-375.
Lebedeva D. (2023) From Responsibilization to Responsibility: Justifications of Everyday Ecological Practices of Moscow Youth and Worth of Proactivity. Journal of Youth Studies. Online first. P. 1—19. https://doi.org/10.1080/13676261.2023.2284778.
Miller D. (1987) Material Culture and Mass Consumption. New York, NY: Basil Blackwell.
Sahakian M., Wahlen S., Welch D. (2022) (Un)Sustainable Consumption: A Contested, Compelling and Critical Field. Consumption and Society. Vol. 1. P. 1—11. https://doi.org/10.1332/BYHL7310.
Warde A. (2014) After Taste: Culture, Consumption and Theories of Practice. Journal of Consumer Culture. Vol. 14. No. 3. P. 279—303. https://doi.org/10.1177/1469540514547828.
Warde A. (2015) The Sociology of Consumption: Its Recent Development. Annual Review of Sociology. Vol. 41. P. 117—134. https://doi.org/10.1146/annurev-soc-071913-043208.
Warde A. (2022). Society and Consumption. Consumption and Society. Vol. 1. No. 1. P. 11-30. https://doi.org/10.1332/GTYE7193
Zelizer V. (2005) Culture and Consumption. In: Smelser N., Swedberg R. (eds.) Handbook of Economic Sociology. Princeton, NJ: Princeton University Press; New York, NY: Russell Sage Foundation. P. 331—354.
Zukin S., Smith Maguire J. (2004) Consumers and Consumption. Annual Review of Sociology. Vol. 30. P. 173—197. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.30.012703.110553.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.