Эмоционально нагруженное потребление в современной России. Часть первая: теоретические основы
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.5.2491Ключевые слова:
эмоции, потребление, эмоционально нагруженное потребление, паническое потребление, импульсивное потребление, компульсивное потреблениеАннотация
В статье введено общее понятие эмоционально нагруженного потребления, в котором эмоциональные побуждения играют доминирующую роль, подталкивая к совершению излишних покупок по отношению к текущим потребностям или/и своим финансовым возможностям. Проведен сравнительный анализ трех видов такого потребления – панического, импульсивного и компульсивного. Паническое потребление, или ажиотажный спрос, определяется как спонтанное приобретение излишнего количества товаров для образования запасов в условиях фактического или ожидаемого дефицита или подорожания. К импульсивному потреблению отнесено незапланированное приобретение товаров и услуг по мгновенному порыву, без особых раздумий о последствиях. А под компульсивным потреблением (шопоголизмом) понимается повторяющееся, слабо контролируемое стремление к приобретению товаров и услуг, нацеленное на то, чтобы справиться с негативными эмоциональными состояниями. На основе обобщения результатов предшествующих специальных исследований показано, что все три вида эмоционально нагруженного потребления, при множественных различиях между ними, сочетают в себе эмоциональные, когнитивные и социальные элементы. Они также по-разному отклоняются от привычной схемы рационального поведения, понимаемого как устойчивое следование своему экономическому интересу. Во второй эмпирической части этой работы автор проанализирует основные факторы возникновения и некоторые финансовые следствия эмоционально нагруженных форм потребления на новых количественных данных, полученных летом 2023 г. на основе репрезентативного опроса российского населения.
Благодарность. Работа выполнена в Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ в рамках проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств» при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Мы благодарим Т. А. Нестика, О. А. Симонову и З. В. Котельникову за важные замечания по рукописи данной работы.
Библиографические ссылки
Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Академический проект, 2011.
Le Bon G. (2011) Les Lois Psychologiques de l'Évolution des Peuples: La Psychologie des Foules. Moscow: Academic Project. (In Russ.)
Радаев В.В. Уроки «финансовых пирамид», или что может сказать экономическая социология о массовом финансовом поведении // Мир России. 2002. Т. 11. № 2. С. 39—70. URL: https://mirros.hse.ru/article/view/5319 (дата обращения: 26.10.2023).
Radaev V.V. (2002) Lessons of ‘Financial Bubbles’ or What Is Economic Sociology Able to Say About the Mass Financial Behaviour. Universe of Russia. Vol. 11. No. 2. P. 39—70. URL: https://mirros.hse.ru/article/view/5319 (accessed: 26.10.2023). (In Russ.)
Симонова О.А. Базовые принципы социологии эмоций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2016. № 4. С. 12—27. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.401.
Simonova O.A. (2016) Basic Principles the Sociology of Emotions. Vestnik of St Petersburg University. Series 12. Sociology. No. 4. P. 12—27. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.401. (In Russ.)
Фрэнк Р. Страсти в нашем разуме: стратегическая роль эмоций. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2367-4.
Frank R.H. (2017) Passions Within Reason: The Strategic Role of the Emotions. Moscow: HSE Publishing House. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2367-4. (In Russ.)
Харрис С. Приглашение в социологию эмоций. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2308-7.
Harris S. (2020) An Invitation to the Sociology of Emotions. Moscow: HSE Publishing House. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2308-7. (In Russ.)
Хиршман А.О. Страсти и интересы: политические аргументы в пользу капитализма и его триумфа. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012.
Hirchman A.O. (1997) The Passions and the Interests: Political Arguments for Capitalism before Its Triumph. Moscow: Gaidar Institute Publishing House. (In Russ.)
Хокшилд А.Р. Управляемое сердце: коммерциализация человеческих чувств. М.: Дело, 2019.
Hochschild A.R. (2019) The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling. Moscow: Delo. (In Russ.)
Шабанова М.А. Выбрасывание продуктов и практики по «спасению еды» в России (микроуровень анализа) // Экономическая социология. 2022. Т. 23. № 1. С. 11—38. URL: https://ecsoc.hse.ru/2022-23-1/annot.html#doc_558052636 (дата обращения: 26.10.2023).
Shabanova M.A. (2022). Throwing Food Away and Food Rescue Practices in Russia (Microlevel Analysis). Journal of Economic Sociology. Vol. 23. No. 1. P. 11—38. URL: https://ecsoc.hse.ru/2022-23-1/annot.html#doc_558052636 (accessed: 26.10.2023). (In Russ.)
Bashar A., Ahmad I., Wasiq M. (2013) A Study of Influence of Demographic Factors on Consumer Impulse Buying Behavior. Journal of Management Research. Vol. 13. No. 3. P. 145—154.
Baumeister R.F. (2002) Yielding to Temptation: Self-Control Failure, Impulsive Purchasing, and Consumer Behavior. Journal of Consumer Research. Vol. 28. P. 670—676. https://doi.org/10.1086/338209.
Berezin M. (2005) Emotions and the Economy. In: The Handbook of Economic Sociology. Princeton, NJ: Princeton University Press. P. 109—127. https://doi.org/10.1515/9781400835584.109.
Billore S., Anisimova T. (2021) Panic Buying Research: A Systematic Literature Review and Future Research Agenda. International Journal of Consumer Studies. Vol. 45. P. 777—804. https://doi.org/10.1111/ijcs.12669.
Edwards E. A. (1993) Development of a New Scale for Measuring Compulsive Buying Behavior. Financial Counseling and Planning. Vol. 4. P. 67—84.
Fenton-O'Creevy M., Dibb S., Furnham A. (2018) Antecedents and Consequences of Chronic Impulsive Buying: Can Impulsive Buying be Understood as Dysfunctional Self-Regulation? Psychological Marketing. Vol. 35. P. 175—188. https://doi.org/10.1002/mar.21078.
Gefen D., Straub D.W. (2004) Consumer Trust in B2C E-Commerce and the Importance of Social Presence: Experiments in E-Products and E-Services. Omega. Vol. 32. No. 6. P. 407—424. https://doi.org/10.1016/j.omega.2004.01.006.
Hirshleifer J. (1993) The Affections and the Passions: Their Economic Logic. Rationality and Society. Vol. 5. No. 2. P. 185—202. https://doi.org/10.1177/1043463193005002004.
Huan C., Park S., Kang J. (2021) Panic Buying: Modeling What Drives it and How it Deteriorates Emotional Well-Being. Family and Consumer Sciences Research Journal. Vol. 50. No. 2. P. 150—164. https://doi.org/10.1111/fcsr.12421.
Kacen J.J., Lee J.A. (2002) The Influence of Culture on Consumer Impulsive Buying Behavior. Journal of Consumer Psychology. Vol. 12. No. 2. P. 163—176.
Kirk C.P., Rifkin L.S. (2020) I’ll Trade You Diamonds for Toilet Paper: Consumer Reacting, Coping and Adapting Behaviors in the COVID-19 Pandemic. Journal of Business Research. Vol. 117. P. 124—131. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.028.
Kurnaz A. (2022) The Big Five Personality Traits as Antecedents of Panic Buying. Marketing and Management of Innovations. Vol. 3. P. 21—33 https://doi.org/10.21272/mmi.2022.3-02.
Lindenmeier J., Hodgesa H-M., Saliterer I. (2021) Drivers of Consumers’ Panic Purchase Behaviour in the COVID-19 Crisis: Validation of an Affective and Cognitive Channel Model. Journal of Marketing Management. Vol. 37. No. 17—18. P. 1712—1735. https://doi.org/10.1080/0267257X.2021.1997290.
Naeem M., Ozuem W. (2021) Customers' Social Interactions and Panic Buying Behavior: Insights from Social Media Practices. Journal of Consumer Behavior. Vol. 20. P. 1191—1203. https://doi.org/10.1002/cb.1925.
Nowak B., Brzóska P., Piotrowski J., Sedikides C., Żemojtel-Piotrowska M., Jonason P.K. (2020) Adaptive and Maladaptive Behavior during the COVID-19 Pandemic: The Roles of Dark Triad Traits, Collective Narcissism, and Health Beliefs. Personality and Individual Differences. Vol. 167. P. 110232. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110232.
O’Quinn T. C., Faber R.J. (1989) Compulsive Buying: A Phenomenological Exploration. Journal of Consumer Research. Vol. 16. P. 147—157. https://doi.org/10.1086/209204.
Piron F. (1991) Defining Impulse Purchasing'. In: Holman R. H., Solomon M. R. (eds.). Advances in Consumer Research. Vol. 18. Association for Consumer Research; P. 509-514.
Prentice C., Quach S., Thaichon P. (2022) Antecedents and Consequences of Panic Buying: The Case of COVID-19. International Journal of Consumer Studies. Vol. 46. P. 132—146. https://doi.org/10.1111/ijcs.12649.
Ridgeway N.M., Kukar-Kinney M., Monroe K.B. (2008) An Expanded Conceptualization and a New Measure of Compulsive Buying. Journal of Consumer Research. Vol. 35. P. 622—639. https://doi.org/10.1086/591108.
Rizki F.D., Chan A., Barkah C., Tresna P., Firda D. (2022) The Impact of Big Five Personality towards Impulsive Buying Behavior. International Journal of Entrepreneurship and Business Development. Vol. 5. No. 2. P. 216—228. https://doi.org/10.29138/ijebd.v5i2.1733.
Rook D.W., Fisher R.J. (1995) Normative Influences on Impulsive Buying Behavior. Journal of Consumer Research. Vol. 22. P. 305—313. https://doi.org/10.1086/209452.
Roy D., Tripathy S., Kar S.K., Sharma N., Verma S.K., Kaushal V. (2020) Study of Knowledge, Attitude, Anxiety and Perceived Mental Healthcare Need in Indian Population During COVID-19 Pandemic. Asian Journal of Psychiatry. Vol. 51. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2020.102083.
Trautwein S., Lindenmeier J. (2019) The Effect of Affective Response to Corporate Social Irresponsibility on Consumer Resistance Behavior: Validation of a Dual-Channel Model. Journal of Marketing Management. Vol. 35. No. 3–4. P. 253–276. https://doi.org/10.1080/0267257X.2019.1568282.
Wang Y., Pan J., Xu Y., Luo J., Wu Y. (2022) The Determinants of Impulsive Buying Behavior in Electronic Commerce. Sustainability. Vol. 14. P. 1—18. https://doi.org/10.3390/su14127500.
Warde A. (2015) The Sociology of Consumption: Its Recent Development. Annual Review of Sociology. Vol. 41. P. 117—134. http://dx.doi.org/10.1146/annurev-soc-071913-043208.
Wicklund R.A., Gollwitzer P. M. (1982) Symbolic Self-Completion Theory. Hillsdale, NJ; London: Erlbaum.
Yurchisin Y., Johnson K K.P. (2004) Compulsive Buying Behavior and Its Relationship to Perceived Social Status Associated with Buying, Materialism, Self-Esteem, and Apparel-Product Involvement. Family and Consumer Sciences Research Journal. Vol. 32. No. 3. P. 291—314. https://doi.org/10.1177/1077727X03261178.
Zhang M., Shi G. (2022) Consumers’ Impulsive Buying Behavior in Online Shopping Based on the Influence of Social Presence. Computational Intelligence and Neuroscience. Vol. 2022. Art. 6794729. P. 1—8. https://doi.org/10.1155/2022/6794729.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.