Действительно ли «неосознаваемые» установки не осознаются их носителями? Тестирование конструктной валидности ГАТО

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.2.2765

Ключевые слова:

социальные измерения, социальная установка, конструктная валидность, прямые измерения , косвенные измерения, эксплицитная установка, имплицитная установка, метод самоотчета, интроспекция, ГАТО

Аннотация

В статье рассматривается конструктная валидность Графического ассоциативного теста отношения (ГАТО). Предположительно, предметом его измерения является имплицитная (неосознаваемая) установка или же имплицитная фракция/компонента целостной установки (здесь имеются разные теоретической концептуализации). Общепринятая характеристика имплицитных феноменов — их относительная недоступность для осознания. Вместе с тем некоторые последние исследования показали, что респонденты способны предсказать свои результаты Теста имплицитных ассоциаций (IAT), то есть в данном случае имплицитный контент оказался осознаваемым. Оставив в стороне дискуссию о степени доступности имплицитных явлений для осознания, мы использовали общие теоретические допущения наших коллег и предложенную ими операционализацию, чтобы проверить конструктную валидность нашего собственного «косвенного» метода измерения имплицитной установки. Способны ли наши респонденты предсказать свои результаты ГАТО? Результаты эксперимента показали: нет, не способны. Прогнозы респондентов с большей степенью достоверности объясняются их эксплицитными (осознанными) установками, но прежде всего ― их представлениями об установках социального окружения. Таким образом, мы не обнаружили никаких свидетельств, позволяющих проблематизировать наши первоначальные предположения в отношении предмета измерения ГАТО как некой имплицитной фракции социальной установки. Это позволяет сфокусировать дальнейшие исследования на проблеме точности измерений ГАТО.

Биографии авторов

Олег Леонидович Чернозуб, Росатом

  • Росатом, Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, руководитель информационно-аналитического блока Центра коммуникаций 

Лариса Юрьевна Шураева, Государственный университет управления

  • Государственный университет управления, Москва, Россия
    • кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии управления и истории

Библиографические ссылки

Chen M., Bargh J. (1999) Consequences of Automatic Evaluation: Immediate Behavioral Predispositions to Approach or Avoid the Stimulus. Personality and Social Psychology Bulletin. Vol. 25. No. 2. P. 215─224. https://doi.org/10.1177/0146167299025002007.

Chernozub O. (2022a) The Two-Component Model of Behavior Factors: Evidences of Orthogonality of Explicit and Implicit factors. RUDN Journal of Sociology. Vol. 22 No. 1. P. 70─83. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-1-70-83.

Chernozub O. (2022b) Theory of (Un)Planned Behavior? How our Behavioral Predictions Suffer from “Unplanned” Actions. The Russian Sociological Review. Vol. 21. No. 4. P. 82─105. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2022-4-82-105.

Chernozub O. (2023) Graphic Associative Test of Attitudes as a Convenient Implicit Measurement Tool for Mass Polls. RUDN Journal of Sociology. Vol. 23. No. 1. P. 122─141. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-1-122-141.

Chernozub O. (2024) Do Data on Implicit Attitudes Improve Predictions? Evaluating the Criterion Validity of the GATA. RUDN Journal of Sociology. Vol. 24 No. 4. P. 241─256. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-241-258.

Chernozub O. L., Shuraeva L. Y. (2023) Orthogonality of IAT and GATA Results: The Worse, the Better? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 6. P. 132─151. https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.6.2478. (In Russ.)

Чернозуб О.Л., Шураева Л.Ю. Ортогональность результатов IAT и ГАТО: чем хуже, тем лучше? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. № 6. С. 218—237. https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.6.2478.

Chernozub O. L. (2023) GATA: Test ─ Retest Reliability of Measurement Outcomes. Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling. No. 57. P. 112─137. https://doi.org/10.19181/4m.2023.32.2.4.

Dancey C., Reidy J. (2020) Statistics Without Maths for Psychology. London: Pearson.

De Houwer J., Moors A. (2007) How to Define and Examine the Implicitness of Implicit measures. In: Wittenbrink B., Schwartz N. (ed.) Implicit Measures of Attitudes: Procedures and Controversies. New York, NY: Guilford Press. P. 179─194.

De Vaus D. (2002) Surveys in Social Research. London: Routledge.

Evans J. (2008) Dual-Processing Accounts of Reasoning, Judgment, and Social Cognition. Annual Review of Psychology. No. 59. P. 255─278.

Fazio R. (1990) The Role of Attitudes in Memory-Based Decision Making. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 59. No. 4. P. 614─22. https://doi.org/10.1037/0022-3514.59.4.614.

Fazio R. (2007) Attitudes as Object-Evaluation Associations of Varying Strength. Social Cognition. Vol. 25. No. 5. P. 603─637. https://doi.org/10.1521/soco.2007.25.5.603.

Gawronski B., Bodenhausen G. V. (2006) Associative and Propositional Processes in Evaluation: An Integrative Review of Implicit and Explicit Attitude Change. Psychological Bulletin. Vol. 132. No. 5. P. 692─731. https://doi.org/10.1037/0033-2909.132.5.692.

Gawronski B., Bodenhausen, G. V. (2011) The Associative-Propositional Evaluation Model: Theory, Evidence, and Open Questions. Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 44. P. 59–127. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-385522-0.00002-0.

Gawronski B., LeBel E. P. (2008) Understanding Patterns of Attitude Change: When Implicit Measures Show Change, but Explicit Measures Do Not. Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 44. No. 5. P. 1355─1361. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2008.04.005.

Gawronski B., Hahn A. (2019) Implicit Measures: Procedures, Use, and Interpretation. In: Blanton H., LaCroix J. M., Webster G. D. (eds.) Measurement in Social Psychology. New York, NY: Routledge P. 29─55. https://doi.org/10.4324/9780429452925-2.

Gilovich T., Griffin D. (2002) Introduction — Heuristics and Biases: Then and Now. In: Gilovich T., Griffin D., Kahneman D. (eds.) Heuristic and Biases: The Psychology of Intuitive Judgment. New York, NY: Cambridge University Press. P. 1─18.

Goedderz A., Hahn A. (2024) Awareness and Calibration: The Role of Descriptive Norms and Social Desirability in Accurate IAT Score Predictions of Food Items vs. Social Groups. Personality and Social Psychology Bulletin. https://doi.org/10.1177/01461672241254447.

Greenwald A., Smith C., Sriram N., Bar-Anan Y., Nosek B. (2009) Implicit Race Attitudes Predicted Vote in the 2008 U.S. Presidential Election. Analyses of Social Issues and Public Policy. Vol .9. No. 1. P. 241─253. https://doi.org/10.1111/j.1530-2415.2009.01195.x.

Greenwald A. G., Banaji M. R. (2017) The Implicit Revolution: Reconceiving the Relation Between Conscious and Unconsciousness. American Psychologist. Vol. 72. P. 861─871.

Greenwald A., Brendl M., Cai H. et al. (2021) Best Research Practices for Using the Implicit Association Test. Behavior Research Methods. Vol. 54. P. 1161─1180. https://doi.org/10.3758/s13428-021-01624-3.

Hahn A., Judd C. M., Hirsh H. K., Blair I. V. (2014) Awareness of Implicit Attitudes. Journal of Experimental Psychology: General. Vol. 143. No. 3. P. 1369─1392. https://doi.org/10.1037/a0035028.

Kahneman D., Frederick S. (2002) Representativeness Revisited: Attribute Substitution in Intuitive Judgment. In: Gilovich T., Griffin D., Kahneman D. (eds.) Heuristic and Biases: The Psychology of Intuitive Judgment. New York, NY: Cambridge University Press. P. 49─81.

Kahneman D. (2011) Thinking, Fast and Slow. New York, NY: Farrar, Straus and Giroux.

Katz D. (1960) The Functional Approach to the Study of Attitudes. Public Opinion Quarterly. Vol. 24. No. 2. P. 163─204. https://doi.org/10.1086/266945.

Kruskal W. (1958) Ordinal Measures of Association. Journal of the American Statistical Association. Vol. 53. No. 284. P. 814─861. https://doi.org/10.1080/01621459.1958.10501481.

Lai C. K., Hoffman K. M., Nosek B. A. (2013) Reducing Implicit Prejudice. Social and Personality Psychology Compass. Vol. 7. No. 5. P. 315─330. https://doi.org/10.1111/spc3.12023.

Likert R. (1932) Technique for the Measurement of Attitudes. Archives of Psychology. Vol. 22. No. 140. P. 5─55. URL: https://legacy.voteview.com/pdf/Likert_1932.pdf (accessed: 23.04.2025).

Machery E. (2021) Anomalies in Implicit Attitudes Research. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. Vol. 13. No. 1. Art. e1569. https://doi.org/10.1002/wcs.1569.

Machery E. (2022) Anomalies in Implicit Attitudes Research: not so Easily Dismissed. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. Vol. 13. No. 3. Art. e1591. https://doi.org/10.1002/wcs.1591.

McConnell A. R., Dunn E. W., Austin S. N., Rawn C. D. (2011) Blind Spots in the Search for Happiness: Implicit Attitudes and Nonverbal Leakage Predict Affective Forecasting Errors. Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 47. No. 3. P. 628─634. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2010.12.018.

Metcalfe J., Mischel W. (1999) A Hot/Cool-System Analysis of Delay of Gratification: Dynamics of Willpower. Psychological Review. Vol. 106. No. 1. P. 3─19. https://doi.org/10.1037/0033-295X.106.1.3.

Mitchell G., Tetlock P. (2017) Popularity as a Poor Proxy for Utility: The Case of Implicit Prejudice. In: Lilienfeld S., Waldman I. (eds.) Psychological Science under Scrutiny: Recent Challenges and Proposed Solutions. New York, NY: Wiley. P. 164─195.

Morris A., Kurdi B. (2022) Awareness of Implicit Attitudes: Large-Scale Investigations of Mechanism and Scope. PsyArXiv Preprints. https://doi.org/10.31234/osf.io/dmjfq.

Nosek B. A. (2005) Moderators of the Relationship Between Implicit and Explicit Evaluation. Journal of Experimental Psychology: General. Vol. 134. No. 4. P. 565─584. https://doi.org/10.1037/0096-3445.134.4.565.

Perugini M. (2005) Predictive Models of Implicit and Explicit Attitudes. British Journal of Social Psychology. Vol. 44. No. 1. P. 29─45. https://doi.org/10.1348/014466604X23491.

Perugini M., Richetin J., Zogmaister C. (2010) Prediction of Behavior. In: Gawronski B., Payne B. (eds.) Handbook of Implicit Social Cognition: Measurement, Theory, and Applications. New York, NY: Guilford Press. P. 255─277.

Rahmani Azad Z., Goedderz A., Hahn A. (2022) Self-Awareness and Stereotypes: Accurate Prediction of Implicit Gender Stereotyping. Personality and Social Psychology Bulletin. Vol. 49. No. 12. P. 1695─1708. https://doi.org/10.1177/01461672221120703.

Roccato M., Zogmaister C. (2010) Predicting the Vote Through Implicit and Explicit attitudes: A Field Research. Political Psychology. Vol. 31. No. 2. P. 249─274. https://doi.org/10.1111/j.1467-9221.2009.00751.x.

Rosenberg M. J. (1956) Cognitive Structure and Attitudinal Affect. The Journal of Abnormal and Social Psychology. Vol. 53. No. 3. P. 367—372. https://doi.org/10.1037/h0044579.

Rosenberg M. J., Hovland C. I., McGuire W. J., Abelson R. P., Brehm J. W. (1960) Attitude Organization and Change: An Analysis of Consistency Among Attitude Components. Oxford: Yale University Press.

Smith M., Bruner J., White R. (1956) Opinions and Personality. New York, NY: John Wiley & Sons.

Strack F., Deutsch R. (2004) Reflective and Impulsive Determinants of Social Behavior. Personality and Social Psychology Review. Vol. 8. No. 3. P. 220—247. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr0803_1.

Strack F., Neumann R. (2000) Furrowing the Brow May Undermine Perceived Fame: The Role of Facial Feedback in Judgments of Celebrity. Personality and Social Psychology Bulletin. Vol. 26. No. 7. P. 762—768. https://doi.org/10.1177/0146167200269002.

Загрузки

Опубликован

2025-05-08

Как цитировать

Чернозуб, О. Л., & Шураева, Л. Ю. (2025). Действительно ли «неосознаваемые» установки не осознаются их носителями? Тестирование конструктной валидности ГАТО. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (2), 193–211. https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.2.2765

Выпуск

Раздел

Теория, методология и методы

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>