Российский традиционный буддизм в публичных медиасферах

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.6.2680

Ключевые слова:

российский буддизм, публичная медиасфера, медиатизированный буддизм, буддийские паблики, буддийские блогеры, коллективный буддийский бренд

Аннотация

Статья посвящена анализу стратегий и форм самопрезентации российского традиционного буддизма в условиях медиатизированной публичности. Авторы задаются следующими вопросами: как презентует себя в публичной сфере буддизм Бурятии, Калмыкии и Тувы? Кто те акторы, которые выступают в медиа от его лица? Какой вклад вносят различные медиа или их комбинации в конструирование традиционного буддизма России в публичной сфере?

Методологической рамкой исследования послужили институциональный подход к медиатизации Стига Хьярварда, концепция медиатизированной публичной религии Мии Лёвхайм и Марты Акснер, концепция религиозных цифровых новаторов Хайди Кэмпбелл. Авторы использовали количественные методы при сборе и анализе данных о буддийских сообществах в социальной сети VK, а также экспертные интервью для выявления стратегий буддийских цифровых новаторов в отношении интернета и медиатехнологий.

Авторы пришли к заключению, что исторически имевшая место претензия традиционного буддизма Бурятии, Калмыкии и Тувы представлять весь российский буддизм исчерпалась в период реинституционализации буддизма в 1990-2000-х годах. Возрождение буддизма в традиционных для этой религии регионах России предполагало строительство монастырей, создание системы традиционного монашеского образования только одного направления — гелугпа. Проведенный анализ буддийских гелугпинских сообществ и пабликов в VK, экспертные интервью с их создателями, а также буддийскими цифровыми стратегами и светскими журналистами, вовлеченными в дискурсы о буддизме в СМИ, выявил четыре тенденции в реинституционализации российского традиционного буддизма: (1) перераспределение религиозного авторитета между различными направлениями буддизма, но при ведущей роли традиционного для России направления школы гелугпа; (2) традиционный для России буддизм направления гелугпа презентует себя в культурной публичной медиасфере как коллективный религиозный бренд; (3) медиатизированный российский буддизм презентует себя в четырех дискурсах о буддизме; (4) традиционные буддийские наставники разворачиваются в направлении широкого онлайн-продвижения буддизма на различных цифровых площадках и социальных сетях.

Благодарность. Публикация выполнена за счет гранта Российского научного фонда № 24-48-03022, https://rscf.ru/project/24-48-03022/.

Биографии авторов

Елена Александровна Островская, Санкт-Петербургский государственный университет

  • Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
    • доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии

Тимур Баторович Бадмацыренов, Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова

  • Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, Улан-Удэ, Россия
    • доктор социологических наук, заведующий кафедрой политологии и социологии

Библиографические ссылки

Актамов И. Г., Бадмацыренов Т. Б., Цыремпилов Н. В. Российский буддизм в интернет-измерении // Власть. 2015. № 7. С. 125–130.

Aktamov I. G., Badmatsyrenov T. B., Tsyrempilov N. V. (2015) Russian Buddhism in the Internet Dimension. Vlast’ — Power. No. 7. P. 125–130. (In Russ.)

Актамов И. Г., Бадмацыренов Т. Б., Доржиева И.Ц. Буддизм в Интернете: методология изучения виртуальных религиозных сообществ // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 6. С. 86-91.

Aktamov I. G., Badmatsyrenov T. B., Dorzhieva I. Ts. (2015) Buddhism on the Internet: Methodology for Studying Virtual Religious Communities. Bulletin of the Buryat State University. 2015. No. 6. P. 86-91. (In Russ.)

Бадмацыренов Т. Б., Хандаров Ф. В., Бадараев Д. Д. Российский буддизм и социальные медиа: тувинские буддийские онлайн-сообщества ВКонтакте // Новые исследования Тувы. 2020, № 4. С. 120-134. https://www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.9.

Badmatsyrenov T., Khandarov F., Badaraev D. (2020) Russian Buddhism and social media: Tuvan Buddhist online-communities on Vkontakte. New Research of Tuva. 4. P. 120–134. https://www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.9. (In Russ.)

Бакаева Э.П. Центральное Духовное Управление Буддистов: представления и реальность // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 4. С. 34-44.

Bakaeva E.P. (2012) Central Spiritual Administration of Buddhists: ideas and reality. Bulletin of the Kalmyk Institute of Humanitarian Research of the Russian Academy of Sciences. No. 4. P. 34-44. (In Russ.)

Бакаева Э.П. Между Центральным духовным управлением буддистов и Объединением буддистов Калмыкии: буддизм в Калмыкии в 1988-1991 // Вестник Калмыцкого университета. 2015. № 1. С. 6–14.

Bakaeva E.P. (2015) Between the Central Spiritual Administration of Buddhists and the Association of Buddhists of Kalmykia: Buddhism in Kalmykia in 1988-1991. Bulletin of Kalmyk University. No. 1. P. 6–14. (In Russ.)

Ванчикова Ц.П. Тибетцы в Бурятии: новый феномен в этническом и культурном многообразии Республики // Ученые записки ЗабГГПУ Серия: Филология, история, востоковедение. 2012. Вып. 2. С. 128–135.

Vanchikova Ts.P. (2012) Tibetans in Buryatia: A New Phenomenon in the Ethnic and Cultural Diversity of the Republic. Scientific notes of ZabGGPU. Series: Philology, History, Oriental Studies. No. 2. P. 128–135. (In Russ.)

Гришаева Е., Шумкова В. Теории среднего уровня в исследовании религии и медиа: медиатизация, медиация и RSST // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38. С. 7–40.

Grishaeva, Е., Shumkova, V. (2020) Middle-Range Theories in Religion and Media Studies: Mediation, Mediatization and RSST. State, Religion, Church in Russia and Abroad. Vol. 38. No. 2. P. 7–40.

Дондуков Б. Ц. Особенности формирования буддийского интернет-ландшафта в Рунете // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2019. № 4. С. 134–138.

Dondukov B. Ts. (2019) Features of the formation of the Buddhist Internet landscape in Runet. Bulletin of Tver State University. Series: Philosophy. No. 4. P. 134–138. (In Russ.)

Ламажаа Ч. К., Бичелдей У. П., Монгуш А. В. Тувинское буддийское паломничество: от традиции к вере. Новые исследования Тувы. 2020. № 4. C. 135–155. https://doi.org/10.25178/nit.2020.4.10.

Lamazhaa Ch. K., Bicheldey U. P. and Mongush A. V. (2020) Tuvan Buddhist Pilgrimage: From Tradition to the Faith. New Research of Tuva. No. 4. P. 135-155. (In Russ.) www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.10.

Островская Е.А. Российский буддизм в оправе гражданского общества // Двадцать лет религиозной свободы в России. М.: РОССПЭН, 2009. С. 294–328.

Ostrovskaya E. A. (2009) Russian Buddhism in the Framework of Civil Society. In A. V. Malashenko, S. B. Filatov (eds.) Twenty Years of Religious Freedom in Russia. Moscow: ROSSPEN. P. 294–328. (In Russ.)

Островская Е.А. Буддийские общины Санкт-Петербурга. 2016. СПб: Алетейя.

Ostrovskaya E.A. (2016) Buddhist Communities of Saint Petersburg. Saint Petersburg: Aletheia.

Островская, Е. А. Российская социология религии: религия общества (вступительная статья приглашенного редактора) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 2. 1-31. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.01.

Ostrovskaya, E.A. (2018) Russian Sociology of Religion: Religion of Society (Introductory Article of the Guest Editor). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 2. P. 1—31. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.01.

Островская Е. А. Медиатизация православия — это возможно? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.14.

Ostrovskaya E. A. (2019) Is the Mediatization of the Orthodoxy Possible? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 5. P. 300—319. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.14.

Островская Е.А., Бадмацыренов Т.Б. Стратегии буддийских сообществ в новых медиа // Социологические исследования. 2022. № 1. С. 109-119. https://doi.org/10.31857/S013216250019277-7.

Ostrovskaya E.A., Badmatsyrenov T.B. (2022) Strategies of Buddhist Communities in New Media. Sociological Studies. No. 1. P. 109-119. https://doi.org/10.31857/S013216250019277-7.

Островская Е.А. Институциональный подход социологического изучения медиатизации: концептуальные составляющие и примеры исследований // Медиалингвистика. 2023. Т. 10. № 4. С. 598-620. https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.409.

Ostrovskaya E.A. (2023) Institutional Approach to the Sociological Study of Mediatization: Conceptual Components and Research Examples. Medialinguistics. Vol. 10. No. 4. P. 598-620. https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.409.

Хьярвард С. Три формы медиатизированной религии: изменение облика религии в публичном пространстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 2. C. 41-75. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-41-75.

Hjarvard S. (2020) Three Forms of Mediatized Religion: Changing the Face of Religion in the Public Space. State, Religion, Church in Russia and Abroad. No. 2. P. 41-75. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-41-75.

Campbell H. (2021) Digital Creatives and the Rethinking of Religious Authority. New York, NY: Routledge.

Campbell H.A., Bellar W. (2023) Digital Religion: The Basics. New York, NY: Routledge.

Cheong P. H. (2022) Authority. In H. Campbell, R. Tsuria (eds.) Digital Religion: Understanding Religious Practice in New Media Worlds. New York, NY: Routledge. P. 87–102.

Hepp A., Krönert V. (2009) Medien—Event—Religion. Die Mediatisierung des Religiösen. Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften.

Hjarvard S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. London; New York, NY: Routledge.

Hjarvard S. (2014) Mediatization and Cultural and Social Change: An Institutional Perspective. In: K. Lundby (ed.) Mediatization of Communication. Berlin; Boston, MA: De Gruyter Mouton. P. 199–226. https://doi.org/10.1515/9783110272215.199.

Lundby K. (2013) Media and Transformations of Religion. In: Knut Lundby (ed.) Religion Across Media: From Early Antiquity to Late Modernity. New York, NY: Peter Lang. P. 185-201. https://doi.org/10.3726/978-1-4539-1085-6.

Lövheim M. (2011) Mediatisation of Religion: A Critical Appraisal. Culture and Religion. Vol. 12. No. 2. P. 153–166. https://doi.org/10.1080/14755610.2011.579738.

Lövheim M., Axner M. (2015) Mediatised Religion and Public Spheres: Current Approaches and New Questions. In: K. Granholm, M. Moberg, S. Sjö (eds.) Religion, Media, and Social Change. London: Routledge. P. 38-53. http://dx.doi.org/10.4324/9781315814339.

Ostrovskaya E., Badmatsyrenov T., Khandarov F., Aktamov I. (2021) Russian-Speaking Digital Buddhism: Neither Cyber, nor Sangha. Religions. Vol. 12. No. 6. Art. 449. https://doi.org/10.3390/rel12060449.

Radde-Antweiler K. 2019. Religion as Communicative Figurations—Analyzing Religion in times of Deep Mediatization. In K. Radde-Antweiler, X. Zeiler (eds.) Mediatized Religion in Asia. Studies on Digital Media and Religion. London; New York. NY: Routledge. P. 211–224.

Загрузки

Опубликован

2024-12-29

Как цитировать

Островская, Е. А., & Бадмацыренов, Т. Б. (2024). Российский традиционный буддизм в публичных медиасферах. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.6.2680

Выпуск

Раздел

Медиасоциология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)