Разработка и оценка качества опросника учебно-организационной самостоятельности школьников на выборке родителей в России

Авторы

  • Оксана Рудольфовна Михайлова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-0236-6992
  • Полина Алексеевна Гавриленко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», https://orcid.org/0000-0003-0001-9433
  • Александра Сергеевна Струкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-5272-6290
  • Катерина Николаевна Поливанова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-7058-1232

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.1.2441

Ключевые слова:

учебно-организационная самостоятельность, школьники, опрос, образовательные результаты, умение учиться, метапредметные навыки

Аннотация

В статье представлены результаты онлайн-опроса 1966 родителей школьников из нескольких регионов РФ, проведенного в ноябре — декабре 2022 г. с целью разработки опросника учебно-организационной самостоятельности и оценки его качества. Полученный опросник включает 20 вопросов и обладает высокой внутренней согласованностью и конструктной валидностью. Результаты исследования показали, что он может быть использован для оценки уровня учебно-организационной самостоятельности учеников до 6 класса включительно. Наиболее однородными по уровню развития учебно-организационной самостоятельности являются группы 1–2 и 3–6 классов. Девочки в этих группах обладают более высоким уровнем учебно-организационной самостоятельности, чем мальчики. Опросник может быть использован педагогами и родителями для создания портрета класса или школы по уровню развития учебно-организационной самостоятельности, а также для мониторинга индивидуального развития в сфере учебно-организационной самостоятельности среди детей 1–2 и 3–6 классов.

Благодарность. Исследование выполнено в рамках проекта РНФ, грант № 22–18–00416. Авторы благодарят студентов магистерской программы «Управление образованием» Института образования НИУ ВШЭ за помощь со сбором данных.

Биографии авторов

Оксана Рудольфовна Михайлова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования

Полина Алексеевна Гавриленко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • стажер-исследователь Центра исследований современного детства, Институт образования
    • аспирант Института образования

Александра Сергеевна Струкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • стажер-исследователь Центра исследований современного детства, Институт образования
    • аспирант Института образования

Катерина Николаевна Поливанова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • доктор психологических наук, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования
    • ординарный профессор

Библиографические ссылки

Араканцева Т. А., Бобылева И. А., Заводилкина О. В. Исследование гендерных различий готовности к самостоятельной жизни воспитанников детских домов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 4. С. 6–13.

Arakantseva T. A., Bobyleva I. A., Zavodilkina O. V. (2015) Gender Differences in Readiness for Independent Living of Inmates of Orphanages. Vestnik of Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences. No. 4. P. 6-13. (In Russ.)

Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

Asmolov A.G. (2009) System Activity Approach to the Development of New Generation Standards. The Pedagogy. No. 4. P. 18-22. (In Russ.)

Бессуднов А. Р. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 135–167.

Bessudnov A. R. (2016) Socio-Economic and Gender Inequalities in Educational Trajectories upon Completion of Lower Secondary Education in Russia. Educational Studies. No. 1. P. 135-167. (In Russ.)

Богданов М. Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 392–421. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1603.

Bogdanov M.B., Malik V.M. (2020) Social, Territorial and Gender Inequalities in Educational Trajectories of the Russian Youth. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 3. P. 391—421. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1603. (In Russ.)

Бочавер А. А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 2. С. 393–409.

Bochaver A.A. (2021) Consequences of School Bullying for Its Participants. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. No 2. P. 393-409. (In Russ.)

Гордеева Т. Психология мотивации достижения. М.: Литрес, 2022.

Gordeeva T. (2022) Psychology of Motivational Achievement. Moscow: Litres. (In Russ.)

Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. Т. 6. С. 13-26.

Davydov V. V., Markova A. K. (1981) The Concept of Educational Activity of Schoolchildren. Questions of Psychology. Vol. 6. P. 13-26. (In Russ.)

Заиченко Н. А., Савельева Е. А. Дискурс гендера в представлениях участников образовательных отношений в пространстве петербургской школы // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Т. 12. № 3. С. 50–74. https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.3.3.

Zaichenko N.A., Savelyeva E.A. (2020) Gender Discourse in the Perceptions of Educational Relations Participants in the St. Petersburg Schools. Interaction. Interview. Interpretation. Vol. 12. No. 3. P. 50–74. https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.3.3. (In Russ.)

Конопкин О. А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов и индивидуально- типическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 42-52.

Konopkin O. A., Prygin G. S. (1984) Relationship between the Educational Progress of Students and Individual-Typical Features of Their Self-Regulation. Questions of Psychology. No. 3. P. 42-52. (In Russ.)

Кравцова А. Н., Кузинер Е. Н. Быть взрослым и/или уметь им быть: модели взросления ранних миллениалов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 120–139. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.2141.

Kravtcova A.N., Kuziner E.N. (2022) Being and/or Knowing How to Be an Adult: The Growing Up Patterns of Early Millennials. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 2. P. 120–139. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.2141. (In Russ.)

Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015.

Morosanova V.I., Bondarenko I.N (2015) Diagnosis of Human Self-Regulation. Moscow: Сogito center. (In Russ.)

Нартова Н. А., Саблина А., Кузинер Е., Петрунина Д. Анализ дискурсивных режимов перехода во взрослость в нормативных документах молодежной политики России // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 1. С. 7–22. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-7-22.

Nartova N, Sablina A., Kuziner E., Petrunina D. (2022) Analysis of Discursive Regimes of Transition to Adulthood in the Normative Documents of Youth Policy in Russia. The Journal of Social Policy Studies. Vol. 20. No. 1. P. 7-22. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-7-22. (In Russ.)

Нартова Н. А., Фатехов А. М. Переход во взрослость российских миллениалов: на пути от получения образования к обретению ответственности и потере оптимизма // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 319–344. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1832.

Nartova N.A., Fatekhov A.M. (2021) The Transition Into Adulthood of Russian Millennials: On the Way From Getting an Education to Gaining Responsibility and Losing Optimism? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 4. P. 319–344. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1832. (In Russ.)

Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: ОИРО, 2010.

Tsukerman G.A., Wenger A.L. (2010) Developing Learning Independence. Moscow: OIRO. (In Russ.)

Щербакова Е. М. Демографические итоги I полугодия 2021 года в России (часть I) // Демоскоп Weekly. 2021. № 911–912.

Shcherbakova E. M. (2021) Demographic results of the first half of 2021 in Russia (part I) // Demoscope Weekly. No. 911-912. (In Russ.)

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1989.

Elkonin D. B. (1980) Selected Psychological Writings. Moscow: Pedagogy. (In Russ.)

Azevedo R. (2009) Theoretical, Conceptual, Methodological, and Instructional Issues in Research on Metacognition and Self-Regulated Learning: A Discussion. Metacognition and Learning. Vol. 4. No. 1. P. 87–95. https://doi.org/10.1007/s11409-009-9035-7.

Bessudnov A., Makarov A. (2015) School Context and Gender Differences in Mathematical Performance among School Graduates in Russia. International Studies in Sociology of Education. Vol. 25. No. 1. P. 63–81.

Boateng G. O., Neilands T. B., Frongillo E. A., Melgar-Quiñonez H. R., Young S. L. (2018) Best Practices for Developing and Validating Scales for Health, Social, and Behavioral Research: A Primer. Frontiers in Public Health. Vol. 6. P. 1-18. https://doi.org/10.3389/fpubh.2018.00149.

Boekaerts M. (1992) The Adaptable Learning Process: Initiating and Maintaining Behavioural Change. Applied Psychology. Vol. 41. No. 4. P. 377-397.

Chung M. (2000). The Development of Self-Regulated Learning. Asia Pacific Education Review. No. 1. P. 55-66.

Gracia P., Garcia-Roman J., Oinas T., Anttila T. (2022) Gender differences in child and adolescent daily activities: A cross-national time use study. Acta Sociologica. Vol. 65. No. 1. P. 41–65.

Hadwin A., Järvelä S., Miller M. (2017) Self-Regulation, Co-regulation, and Shared Regulation in Collaborative Learning Environments. In: Handbook of Self-Regulation of Learning and Performance. Routledge. P. 83-106.

Herrera L., Al-Lal M., Mohamed L. (2020) Academic Achievement, Self-Concept, Personality and Emotional Intelligence in Primary Education. Analysis by Gender and Cultural Group. Frontiers in Psychology. Vol. 10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.03075.

Kim H.-Y. (2013) Statistical Notes for Clinical Researchers: Assessing Normal Distribution (2) Using Skewness and Kurtosis. Restorative Dentistry & Endodontics. Vol. 38. No. 1. P. 52–54.

Kishore K., Jaswal V., Kulkarni V., De D. (2021) Practical Guidelines to Develop and Evaluate a Questionnaire. Indian Dermatol Online. Vol. 12. No. 2. P. 266–275.

Koenig A. M. (2018) Comparing Prescriptive and Descriptive Gender Stereotypes about Children, Adults, and the Elderly. Frontiers in Psychology. Vol. 9. P. 1086.

Lietaert S., Roorda D., Laevers F., Verschueren K. and De Fraine B. (2015) The Gender Gap in Student Engagement: The Role of Teachers’ Autonomy Support, Structure, and Involvement. British Journal of Educational Psychology. Vol. 85. No. 4. P. 498–518.

Luksha P., Cubista J., Laszlo A., Popovich M., Ninenko I. (2018) Global Education Futures Report. Educational Ecosystems for Societal Transformation.

Mameli C., Passini S. (2018) Development and Validation of an Enlarged Version of the Student Agentic Engagement Scale. Journal of Psychoeducational Assessment. Vol. 37. P. 450-463.

Mastrotheodoros S., Van der Graaff J., Deković M., H. J. Meeus W., J. T. Branje S. (2019) Coming Closer in Adolescence: Convergence in Mother, Father, and Adolescent Reports of Parenting. Journal of Research on Adolescence. Vol. 29. No. 4. P. 846–862.

Mikelson K. S. (2008) He Said, She Said: Comparing Mother and Father Reports of Father Involvement. Journal of Marriage and Family. Vol. 70. No. 3. P. 613–624.

OECD (2021) Beyond Academic Learning: First Results from the Survey of Social and Emotional Skills. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/92a11084-en.

OECD (2019) PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students’ Lives. Paris: OECD Publishing.

OECD (2018) Future of Education and Skills 2030 Concept Note. Paris: OECD Publishing.

Panadero E. (2017) A Review of Self-Regulated Learning: Six Models and Four Directions for Research. Frontiers in Psychology. Vol. 8. P. 1-28. doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00422.

Prudon P. (2015) Confirmatory Factor Analysis as a Tool in Research Using Questionnaires: A Critique. Comprehensive Psychology. Vol. 4. P. 1-19. https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.2466/03.CP.4.10.

Pintrich P. R. (1991) A Manual for the Use of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ). Ann Arbor, MI: The University of Michigan.

Pintrich P. R., De Groot E. V. (1990) Motivational and Self-Regulated Learning Components of Classroom Academic Performance. Journal of Educational Psychology. Vol. 82. No. 1. P. 33-40.

Soenens B., Vansteenkiste M., Van Petegem S. (eds.) (2017) Autonomy in Adolescent Development: Towards Conceptual Clarity. Abingdon, N.Y.: Routledge.

Szkody E., Rogers M. M., McKinney C. (2022) Discrepancy Analysis of Emerging Adult and Parental Report of Psychological Problems and Relationship Quality. Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. Vol. 44. P. 444–455. https://doi.org/10.1007/s10862-021-09949-1.

Winne P. H., Hadwin A. F. (1998) Studying as Self-Regulated Engagement in Learning. In Metacognition in Educational Theory and Practice. In Hacker D. J., Dunlosky J., Graesser A. C. (eds.) Metacognition in Educational Theory and Practice. Lawrence Erlbaum Associates Publishers. P. 277-304.

Weinstein C. E., Zimmermann S. A., Palmer D. R. (1988) Assessing Learning Strategies: The Design and Development of the Lassi. In: Weinstein C. E., Goetz E. T., Alexander P.A. (eds.) Learning and Study Strategies. Issues in Assessment, Instruction, and Evaluation. Elsevier. P. 25–40. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-742460-6.50009-8.

Zimmerman B. J., Martinez-Pons M. (1990) Student Differences in Self-Regulated Learning: Relating Grade, Sex, and Giftedness to Self-Efficacy and Strategy Use. Journal of Educational Psychology. Vol. 82. No. 1. P. 51-59.

Загрузки

Опубликован

2024-03-04

Как цитировать

Михайлова, О. Р., Гавриленко, П. А., Струкова, А. С., & Поливанова, К. Н. (2024). Разработка и оценка качества опросника учебно-организационной самостоятельности школьников на выборке родителей в России. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1), 229—256. https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.1.2441

Выпуск

Раздел

Теория, методология и методы

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)