Социальная технология оказания социальной помощи семьям с детьми: опыт внедрения и оценка эффективности

Авторы

  • Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" https://orcid.org/0000-0002-3139-5215
  • Елена Юрьевна Рождественская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-6874-2404
  • Роман Николаевич Абрамов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАН https://orcid.org/0000-0002-4967-1169
  • Сергей Петрович Борзов Благотворительный фонд "Новое развитие" https://orcid.org/0009-0006-6148-1743
  • Марина Юрьевна Александрова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-7683-7750

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.5.2406

Ключевые слова:

социальная работа, технология работы со случаем, оценка, эффективность, семья и дети, профилактика риска, внедрение социальных технологий

Аннотация

В статье представлены результаты исследования эффективности технологии работы со случаем, предназначенной восстанавливать способность семьи самостоятельно справляться с трудными жизненными ситуациями, удовлетворяя основные потребности ребенка. Оценка реализована в смешанной качественно-количественной методологии с прикладной задачей управления технологией в классификационной сетке У. Трочима. Качественная оценка технологии выполнялась с применением полуструктурированных интервью с кураторами и супервизорами. Количественный этап включал статистический анализ данных мониторинга состояния семей, полученных в ходе реализации технологии в шести московских Центрах помощи семье и детям. Проводилась проверка на внутреннюю согласованность шкал с помощью коэффициента α Кронбаха, расчет корреляций и мер средней тенденции и разброса.

Анализ интервью позволил выявить основные составляющие успеха технологии и барьеры, которые могут стоять на пути ее успешной реализации. Достоинства анализируемой технологии: системность, последовательность, связность, внутренняя согласованность этапов, высокая точность и качество обеспечиваемой диагностики проблем семей, потенциал раннего выявления рисков кризисной ситуации в семье, появление понятного специалисту инструментария, возможность формализации, упорядочивания и архивации работы со случаем. Барьеры успешного внедрения технологии связаны с высокой нагрузкой кураторов, в том числе в формате «бумажной работы», отсутствием поддержки и сопровождения супервизоров, сложностями языка описания технологии, одновременно создающими перспективу ее оптимизации. Полученные количественные данные свидетельствуют о наличии положительной динамики в состоянии семей в целом, включая сокращение риска жестокого обращения с ребенком в семье.

Благодарность. Исследование проводилось Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ по заказу Таганского детского фонда (в рамках проекта, поддержанного фондом Е. и Г. Тимченко).

Биографии авторов

Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

  • Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия
    • доктор социологических наук, профессор кафедры общей социологии Департамента социологии Факультета социальных наук
    • заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции

Елена Юрьевна Рождественская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • доктор социологических наук, профессор факультета социальных наук
  • Институт социологии ФНИСЦ, Москва, Россия

    • ведущий научный сотрудник сектора исследований социальных изменений качественными методами

Роман Николаевич Абрамов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАН

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • доктор социологических наук, профессор департамента социологии факультета социальных наук
    • ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции
  • Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
    • ведущий научный сотрудник отдела теории и истории социологии

Сергей Петрович Борзов, Благотворительный фонд "Новое развитие"

  • Благотворительный фонд "Новое развитие", Томск, Россия
    • президент
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • Ведущий эксперт Центра инновационных экосистем в социальной сфере 

Марина Юрьевна Александрова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • преподаватель, аспирант кафедры методов сбора и анализа социологической информации департамента социологии
    • стажер-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции

Библиографические ссылки

Абрамов Р.Н. Обыденное и научное знание в исследованиях профессий и профессионализма: историко-теоретический анализ // Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации / Отв. ред.: И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамов, И.В. Катерный. М.: Прогресс-Традиция, 2015. С. 246-309.

Abramov R.N. (2015) Ordinary and Scientific Knowledge in Studies of Professions and Professionalism: Historical and Theoretical Analysis. In: Devyatko I.F., Abramov R.N., Katerny I.V. (eds.) Ordinary and Scientific Knowledge About Society: Mutual Influence and Reconfiguration. M.: Progress-Traditsia. P. 246-309. (In Russ.)

Сафронова М.В., Осьмук Л.А. Технология социальной работы: методика оценки риска семейного неблагополучия. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011.

Safronova M.V., Osmuk L.A. (2011) Technology of Social Work: Methodology for Assessing the Risk of Family Troubles. Novosibirsk: NSTU Publishing House. (In Russ.)

Садыков Р.А. Профессиональная культура как комплексное понятие // Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии / Науч. ред.: Е.Р. Ярская-Смирнова. М.: Вариант, 2014. С. 8—22.

Sadykov R.A. (2014) Professional Culture as a Complex Concept. In: Iarskaia-Smirnova E.R. (eds.) Professional Culture: The Experience of Sociological Reflection. Moscow: Variant. P. 8-22. (In Russ.)

Симонова О.А. Эмоционализация труда в социологии и обществе: практики, этика и самоидентичность // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В.А. Ядова). Международная научная конференция (Москва, 28—30 ноября 2019 г / Отв. ред.: М. К. Горшков. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 733-737. https://doi.org/10.19181/yadov_conf.2019.

Simonova O.A. (2019) Emotionalization of Labor in Sociology and Society: Practices, Ethics and Self-Identity. In: Gorshkov M.K. (eds.) The Future of Sociological Knowledge and the Challenges of Social Transformations (The 90th Anniversary of the Birth of V.A. Yadov). International Scientific Conference (Moscow, November 28—30, 2019). Moscow: FCTAS RAS. P. 733-737. https://doi.org/10.19181/yadov_conf.2019. (In Russ.)

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Strauss A., Korbin J. (2001) Qualitative Research: Grounded Theory, Procedures and Techniques. Moscow: Editorial URSS. (In Russ.)

Хокшилд А. Управляемое сердце. Коммерциализация чувств. М.: Дело, 2019.

Hochschild A.R. (2019) The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling. Moscow: Delo. (In Russ.)

Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Новая идеология и практика социальных услуг: оценка эффективности в контексте либерализации социальной политики // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3. № 4. С. 497-522. URL: https://jsps.hse.ru/article/view/3734/3316 (дата обращения: 24.03.2023).

Iarskaia-Smirnova E.R., Romanov P.V. (2005) New Ideology and Practice of Social Services: Performance Evaluation in the Context of Social Policy Liberalization. Journal of Social Policy Studies. Vol. 3. No 4. P. 497-522. (In Russ.) URL: https://jsps.hse.ru/article/view/3734/3316 (accessed: 24.03.2023).

Allday A.R., Newell J.M., Sukovskyy Y. (2018) Burnout, Compassion Fatigue and Professional Resilience in Caregivers of Children with Disabilities in Ukraine, European. European Journal of Social Work. Vol. 23. No. 1. P. 4—17. https://doi.org/10.1080/13691457.2018.1499611.

Braun V., Clarke V. (2006) Using Thematic Analysis in Psychology. Qualitative Research in Psychology. Vol. 3. No. 2. P. 77—101. https://doi.org/10.1191/1478088706qp063oa.

Brown J.D. (2002) The Cronbach Alpha Reliability Estimate. JALT Testing& Evaluation SIG Newsletter. Vol. 6. No. 1. P. 17-18. URL: https://hosted.jalt.org/test/PDF/Brown13.pdf (accessed: 21.10.2023).

Charmaz K. (2014) Constructing Grounded Theory. New Delhi: Sage.

Fereday J., Muir-Cochrane E. (2006) Demonstrating Rigor Using Thematic Analysis: A Hybrid Approach of Inductive and Deductive Coding and Theme Development. International Journal of Qualitative Methods. Vol. 5. No. 1. P. 1—11. https://doi.org/10.1177/160940690600500107.

Furlong M. A. (2003) Self-Determination and a Critical Perspective in Casework. Promoting a Balance Between Interdependency and Autonomy. Qualitative Social Work. Vol. 2. No. 2. P. 177—196. https://doi.org/10.1177/1473325003002002004.

James G., Witten D., Hastie T., Tibshirani R. (2021) An Introduction to Statistical Learning. New York, NY: Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-0716-1418-1.

Reamer F. (1983). The Concept of Paternalism in Social Work. Social Service Review. Vol. 57. No. 2. P. 254—271. https://doi.org/10.1086/644516.

Richmond M. (1922) What Is Social Case Work? An Introductory Description. New York, NY: Sage.

Ruch G. (2005) Relationship-Based Practice and Reflective Practice: Holistic Approaches to Contemporary Child Care Social Work. Child and Family Social Work. Vol. 10. No. 2. P. 111-123. https://doi.org/10.1111/j.1365-2206.2005.00359.x.

Sewell K.M. (2018). Social Work Supervision of Staff: A Primer and Scoping Review (2013—2017). Clinical Social Work Journal. Vol. 46. No. 4. P. 252—265. https://doi.org/10.1007/s10615-018-0679-0.

Simonova O.A. (2017) Emotion Management and the Professional Culture of Administrative Social Workers in Russia: Common Standards Versus the Moral Mission of Social Care. Journal of Social Policy Studies. Vol. 15. No. 1. P. 129—142. https://doi.org/10.17323/1727-0634-2017-15-1-129-142.

Spray C., Jowett B. (2012) Social Work Practice with Children and Families. London: Sage. https://doi.org/10.4324/9780203821756.

Trochim W.M. (2007) The Research Methods Knowledge Base. Ohio: Atomic Dog Publishing URL: https://conjointly.com/kb/introduction-to-evaluation/ (accessed: 20.10.2023).

Загрузки

Опубликован

2023-11-10

Как цитировать

Ярская-Смирнова, Е. Р., Рождественская, Е. Ю., Абрамов, Р. Н., Борзов, С. П., & Александрова, М. Ю. (2023). Социальная технология оказания социальной помощи семьям с детьми: опыт внедрения и оценка эффективности. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5). https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.5.2406

Выпуск

Раздел

Доказательная социальная политика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2