«Эта тема скользкая»: фреймы образовательной инклюзии детей мигрантов в российских печатных СМИ
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.3.2922Ключевые слова:
дети мигрантов, образование, массмедиа, фрейм-анализ, инклюзияАннотация
В статье обсуждаются способы фреймирования проблематики образования детей мигрантов в российских СМИ. С применением фрейм-анализа на основе адаптации подходов Р. Энтмана и У. Гамсона на сплошной выборке статей в «Российской газете», «Известиях» и «Независимой газете» за период с 2005 по 2024 г. выявлены четыре группы аргументов, представляющие контрастные приемы проблематизации образовательной инклюзии детей мигрантов и формирующие фреймы «Угроза», «Наименьшее из зол», «Жертва» и «Права».
В логике фрейма «Угроза» образование утрачивает функцию социализации из-за роста разрушающих его чужеродных элементов, увеличивающих нагрузку и наносящих вред обществу. Тем, кто не прошел социализацию в принимающей стране, трудно осваивать школьную программу, и они представляют риски для окружающих. В дискурсивной рамке «Наименьшее из зол» образование предстает барьером криминализации и каналом пополнения трудовых ресурсов. Преимущества от «неизбежной» инклюзии просматриваются в терминах продуктивизма и безопасности для общества. Фрейм «Жертва» показывает детей заложниками традиций, сталкивающимися с эксплуатацией, изоляцией и насилием, страдающими от дефицитов в системе образования. Статьи из фрейма «Права» показывают детей мигрантов субъектами с разнообразными особенностями, постулируют важность гибких подходов к обучению. Культурная тема фрейма построена на неприятии ксенофобии, важности правового государства и инклюзивной культуры, толерантности и гуманизме. В конце рассматриваемого периода лексемы закона и порядка задействуются в контексте делегитимации существующих правовых норм. Здесь лакуны правового поля усматриваются в недостаточной прочности фильтров, наносящей вред всем участникам. Быстро усиливаются голоса, легитимирующие исправление законодательства ввиду проблем с «языковой пригодностью» детей иностранных граждан, которых необходимо оградить от системы образования ради их же блага и защиты российских учащихся.
Статья вносит вклад в развитие представлений о политике репрезентации и наборе инструментов для обозначения тех вызовов, которые встают перед ключевыми социальными институтами в контексте современных процессов транснациональной миграции.
Благодарность. Статья подготовлена в в результате проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Библиографические ссылки
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016.
Anderson B. (2016) Imagined Communities. Reflections on the Origins and Spread of Nationalism. Moscow: Kuchkovo Pole. (In Russ.)
Деминцева Е. От «заводской» до «мигрантской» школы: (пост)советская школьная сегрегация в городском пространстве // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2020. Т. 12. № 1. C. 152—182. https://doi.org/10.25285/2078-1938-2020-12-1-152-182.
Demintseva E. (2020) From “Factory” to “Migrant” School: (Post)Soviet School Segregation in Urban Space. Laboratorium: Journal of Social Research. Vol. 12. No. 1. P. 152—182. https://doi.org/10.25285/2078-1938-2020-12-1-152-182. (In Russ.)
Киреева О. В. Метафорическое моделирование миграции в дискурсе российских и британских СМИ // Политическая лингвистика. 2019. № 4. С. 31—38. https://doi.org/10.26170/pl19-04-03.
Kireeva O. V. (2019) Metaphorical Modeling of Migration in the Discourse of Russian and British Media. Political Linguistics. No. 4. P. 31—38. https://doi.org/10.26170/pl19-04-03. (In Russ.)
Комарова Е. В. Образ мигранта в медиадискурсе: традиционные СМИ и новые медиа // Филология и культура. 2019. № 4. С. 41—49. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2019-58-4-52-60.
Komarova Ye. V. (2019) The Image of a Migrant in Media Discourse: Traditional Media and New Media. Philology and Culture. No. 4. P. 41—49. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2019-58-4-52-60. (In Russ.)
Леденева В. Ю., Безвербная Н. А. Формирование образа мигранта в СМИ и социальных сетях на фоне эпидемии COVID-19 (по результатам контент-анализа интернет-изданий) // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 95—105. https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-08.
Ledeneva V. Yu., Bezverbnaya N. A. (2020) Forming the Image of a Migrant in the Media and Social Networks against the Backdrop of the COVID-19 Epidemic (Based on the Results of Content Analysis of Online Publications). Scientific Review. Series 1: Economics and Law. No. 3. P. 95—105. https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-08. (In Russ.)
Мавлетова А. М., Лебедев Д. В. Исследования медиа-фреймов: обзор основных методологических подходов// Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 3. С. 79-102.
Mavletova A. M., Lebedev D. V. (2017) Research of Media Frames: Review of the Main Methodological Approaches. Communications. Media. Design. Vol. 2. No. 3. P. 79-102. (In Russ.)
Маркина В. М. Стратегии репрезентации Других в СМИ: теория и методология контент-анализа // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1. С. 82—90.
Markina V. M. (2015) Strategies of Representation of Others in the Media: Theory and Methodology of Content Analysis. Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. No. 1. P. 82—90. (In Russ.)
Павленко Р. И. Литературные материалы «Независимой газеты» и общественная жизнь середины 90-х годов XX века // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13. № 3. С. 107-111.
Pavlenko R. I. (2013) Literary Materials of the “Nezavisimaya Gazeta” and Public Life in the Mid-90s of the 20th Century. Bulletin of Saratov University. New series. Series: Philology. Journalism. Vol. 13. No. 3. P. 107-111. (In Russ.)
Сосновская А. M. Современные источники националистического самосознания в молодежной среде: анализ имплицитных установок опроса «Гармонизация межнациональных отношений и профилактика экстремистских проявлений в образовательной сфере и молодежной среде» // Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 109—120. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-2-109-120.
Sosnovskaya A. M. (2020) Modern Sources of Nationalistic Self-Awareness among Young People: Analysis of Implicit Guidelines of the Survey “Harmonization of Inter-Ethnic Relations and Prevention of Extremist Manifestations in the Educational Sphere and among Young People”. Management Consulting. No. 2. P. 109—120. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-2-109-120. (in Russ).
Фэй Л. Медиаобраз Китая в российской прессе (на примере материалов «Российской газеты») // Меди@льманах. 2023. № 6. С. 60—69.
Fei L. (2023) Media Image of China in the Russian Press (Based on Materials from the Rossiyskaya Gazeta Newspaper). Medi@lmanakh. No. 6. P. 60--69. (In Russ.)
Buzan B., Waever O. (1998) Security: A New Framework for Analysis. Boulder: Lynne Rienner Publishers.
Cap P. (2019) Aspects of Threat Construction in the Polish Anti-Immigration Discourse. In: Viola L., Musolff A. (eds.) Migration and Media. Discourses about Identities in Crisis. Amsterdam: John Benjamins. P. 115-136.
Catalano Th. (2017) When Children Are Water: Representation of Central American Migrant Children in Public Discourse and Implications for Educators. Journal of Latinos and Education. Vol. 16 No. 2. P. 124—142. https://doi.org/10.1080/15348431.2016.1205988.
Elitaş S.K. (ed.) (2024) Media Representation of Migrants and Refugees. Hershey, PA: IGI Global.
Entman R. M. (1993) Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm. Journal of Communication. Vol. 43. No. 4. P. 51—58. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1993.tb01304.x.
Fuller J. M. (2019) Discourses of Immigration and Integration in German Newspaper Comments. In: Viola L., Musolff A. (eds.) Migration and Media. Discourses about Identities in Crisis. P. 317–338. Amsterdam: John Benjamins.
Gamson W. A., Modigliani A. (1989) Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: A Constructionist Approach. American Journal of Sociology. Vol. 95. No.1. P.1—37.
Gamson W. A., Croteau D., Hoynes W., Sasson T. (1992) Media Images and the Social Construction of Reality. Annual Review of Sociology. Vol. 18. P. 373—393.
Goethals T., Mortelmans D., van den Bulck H., van den Heurck W., Hove G.V. (2020) I Am not Your Metaphor: Frames and Counter-Frames in the Representation of Disability. Disability & Society. Vol. 37. No. 5. P. 746—764. https://doi.org/10.1080/09687599.2020.1836478.
Gómez-Quintero J.-D., Aguerri J.-C., Gimeno-Monterde C. (2021) Media Representation of Minors Who Migrate on their Own: The ’MENA’ in the Spanish Press. Comunicar. Vol. 29. No. 67. P. 95—105.
Hall S. (1980) Encoding/Decoding. In: Hall S., Hobson D., Lowe A., Wills P. (eds.) Culture, Media, Language. London: Hutchinson. P. 128—138.
Koca-Helvacı Z. C. (2019) A Humanitarian Disaster or Invasion of Europe? 2015 Migrant Crisis in the British Press. In: Viola L., Musolff A. (eds.) Migration and Media. Discourses about Identities in Crisis. Amsterdam: John Benjamins. P. 93-114.
Rosen R., Crafter S. (2018) Media Representations of Separated Child Migrants. Migration and Society. Vol. 1. No. 1. P. 66-81. https://doi.org/10.3167/arms.2018.010107.
Van Gorp B. (2010) Strategies to Take Subjectivity out of Framing Analysis. In: D’Angelo P., Kuypers J. (eds.) Doing News Framing Analysis: Empirical and Theoretical Perspectives. New York, NY: Routledge. P. 84—109.
Van Gorp B. (2007) The Constructionist Approach to Framing: Bringing Culture Back. Journal of Communication. Vol. 57. No. 1. P. 60—78. https://doi.org/10.1111/j.0021-9916.2007.00329.x.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.