Быть взрослым и/или уметь им быть: модели взросления ранних миллениалов

Авторы

  • Алёна Николаевна Кравцова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге https://orcid.org/0000-0003-3912-3123
  • Евгения Николаевна Кузинер Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-2475-1760

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.2141

Ключевые слова:

взросление, транзиция во взрослость, переход во взрослость, миллениалы, модель взросления, маркеры взросления

Аннотация

В статье анализируются два представления о взрослении: с точки зрения социальных ожиданий (идеал-типическое взросление) и с точки зрения собственных представлений о том, что такое взросление (индивидуальное взросление). Авторы понимают взросление как процесс, который приводит человека к состоянию взрослости, состоящей из набора заданных обществом или человеком параметров. В качестве заданных обществом параметров указываются следующие: сепарация от родительской семьи, получение образования, выход на рынок труда и собственный заработок, создание собственной семьи, включая рождение детей. С изменением социально-экономической обстановки маркеры взросления могут меняться: приобретают новые значения, исчезают или появляются. В данной работе проанализированы социальное и индивидуальное взросление поколения миллениалов — жителей больших городов России (на примере Санкт-Петербурга и Екатеринбурга) в возрасте 28—33 года и 38—43 года. В статье приведены аргументы, объясняющие, как и почему изменяется представление об индивидуальном взрослении, каковы представления о взрослости у современных 30-летних и 40-летних, то есть первого поколения, перешедших во взрослость в современной России.

Благодарность. Выражаем благодарность руководителю проекта «Взросление российской молодежи в 21 веке: поколенческий анализ» Елене Леонидовне Омельченко, координатору проекта Надежде Андреевне Нартовой за ценные советы в концептуализации основных тезисов статьи. Спасибо нашим коллегам Дарье Петруниной, Анастасии Саблиной и Ирине Лисовской за совместный сбор полевых материалов.

Биографии авторов

Алёна Николаевна Кравцова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге

  • Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия
    • младший научный сотрудник Центра молодежных исследований

Евгения Николаевна Кузинер, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
    • аспирантка, стажер-исследователь Центра молодежных исследований

Загрузки

Опубликован

2022-05-07

Как цитировать

Кравцова, А. Н., & Кузинер, Е. Н. (2022). Быть взрослым и/или уметь им быть: модели взросления ранних миллениалов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (2). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.2141

Выпуск

Раздел

Социология молодежи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)