Креативные пространства как «третьи места» в регионах России

Авторы

  • Евгения Николаевна Кузинер Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге https://orcid.org/0000-0002-2475-1760
  • Дарья Сергеевна Петрунина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге https://orcid.org/0000-0002-2615-4281

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2316

Ключевые слова:

креативные пространства, креативный класс, третьи места, города России, молодежь

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли креативных пространств в российских региональных центрах с высоким уровнем молодежной миграции — Пскове, Петрозаводске и Сыктывкаре. Наличие креативных пространств может служить одним из аспектов развития города, влиять на привлекательность региона для туризма и инвестиций, а также на миграционные изменения. В данном исследовании анализируются творческие пространства в малых городах. Авторы рассматривают креативные пространства через призму исследований креативной экономики и концепции «третьих мест». Используя метод кейс-стади, они анализируют креативные пространства с фокусом на региональной специфике их организации и взаимодействии с местными сообществами. Эмпирическая база исследования состоит из 45 полуструктурированных интервью по трем исследуемым городам (23 интервью с молодежью, 11 экспертных интервью и 11 интервью с организаторами и сотрудниками/волонтерами креативных пространств), а также дневников наблюдения. В результате анализа были выделены два типа организации пространств: 1) «сверху» по инициативе городских властей и 2) малыми инициативными группами горожан «снизу». Креативные пространства являются отдельной формой «третьих мест», не только выполняющих коммуникативную функцию, но и предоставляющих местным сообществам площадку для самовыражения и производства локальной идентичности, что может выступать одним из факторов, удерживающих молодежь в регионе.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Санкт-Петербург «Выбор жизненных стратегий талантливой молодежью и ее роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы “утечки мозгов”» (грант № 21-18-00122). Авторы благодарят коллег из Центра молодежных исследований, участвовавших в сборе эмпирических данных.

Биографии авторов

Евгения Николаевна Кузинер, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия
    • аспирантка, младший научный сотрудник Центра молодежных исследований 

Дарья Сергеевна Петрунина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия
    • аспирантка департамента социологи, стажер-исследователь Центра молодежных исследований

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Как цитировать

Кузинер, Е. Н., & Петрунина, Д. С. (2022). Креативные пространства как «третьи места» в регионах России. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2316