«Бесконечный день сурка»: социологический анализ учебных практик студентов вузов в ситуации вынужденной изоляции

Авторы

  • Жанна Владимировна Чернова Социологический институт РАН —  филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук https://orcid.org/0000-0003-3416-5287
  • Лариса Леонидовна Шпаковская Социологический институт РАН  —  филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-4206-4702

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1765

Ключевые слова:

практики повседневности, дистанционное обучение, молодежь, пандемия

Аннотация

В статье рассматриваются практики обучения во время вынужденного перехода на дистанционный формат весной 2020 г. В этот период многие молодые люди переживали кризис устройства повседневности: некоторые оказались закрытыми в ограниченном жилом пространстве в одиночестве, кому-то пришлось вернуться в родительскую семью, кто-то был изолирован в университетском общежитии. Карантин создал ситуацию глобальной поломки привычных структур повседневности и учебной деятельности. Авторов интересует, как изменилась повседневность студентов во время карантина весной 2020 г.  Дистанционное обучение в условиях самоизоляции связано с изменением форм социальной включенности в учебный процесс, переструктурированием локальности и темпоральности практик обучения, досуга, свободного времени, общения и поиском новых способов «управления собой» (поддержание концентрации и включенности в образовательный процесс, борьба с прокрастинацией и попытки сделать свою повседневность комфортной). Авторы используют основные положения социологии повседневности (теория практик), фокусируясь на микроуровне анализа повседневных коммуникаций. Эмпирическими материалами исследования выступили полуструктурированные интервью со студентами, обучающимися в одном из университетов Санкт-Петербурга (N = 35). Анализ этих данных дал возможность понять, каким образом молодые люди адаптируются в ситуации обучения в изоляции, какие практики они вырабатывают и каким образом переживают эту ситуацию разрывов привычной ткани повседневности. Студенты были вынуждены переструктурировать пространство и время путем зонирования, обустройства виртуальных классов, создания нового режима дня, включения в дистантные локальности, (а)синхронизации времени учебы и внеучебных практик. Авторы описывают режимы включения в образовательные коммуникации «камера on» и «камера off», тем самым внося вклад в обсуждение более широких тем, связанных с социологическим осмыслением размывания границ между приватным и публичным в современном обществе.

Благодарность. Статья подготовлена в рамках НИР «Развитие образовательной модели свободных искусств и наук (Liberal Arts) в условиях цифровизации» (РАНХиГС, 2020 г., ID проекта в системе Pure СПбГУ 53583510).

Биографии авторов

Жанна Владимировна Чернова, Социологический институт РАН —  филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

  • Социологический институт РАН —  филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия
    • доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник
  • Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
    • доцент факультета свободных искусств и наук

Лариса Леонидовна Шпаковская, Социологический институт РАН  —  филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

  • Социологический институт РАН  —  филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия

    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2021-05-08

Как цитировать

Чернова, Ж. В., & Шпаковская, Л. Л. (2021). «Бесконечный день сурка»: социологический анализ учебных практик студентов вузов в ситуации вынужденной изоляции. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (2). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1765

Выпуск

Раздел

Медиа и коммуникации во время пандемии COVID-19

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)