Проявления отклоняющегося поведения за рулем у россиян

Авторы

  • Александр Александрович Максименко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-0891-4950
  • Елизавета Андреевна Сафронова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-0978-5989
  • Ольга Сергеевна Дейнека Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-8224-2190
  • Екатерина Вячеславовна Забелина Челябинский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-2071-6466
  • Ирина Геннадиевна Шевченко Донской государственный технический университет https://orcid.org/0000-0002-0619-4585

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2300

Ключевые слова:

психология российского водителя, агрессивный стиль автовождения, девиантное поведение на дороге, опросник поведения за рулем, осознанность, эмпатия

Аннотация

Анализ публикаций зарубежных исследователей позволил выделить ряд факторов, обуславливающих отклоняющееся поведение на дорогах. С целью апробации опросника поведения за рулем (DBQ) и постановки психологического диагноза девиантности вождения на российской выборке (1383 человек) был выполнен социологический онлайн-опрос. Для решения методической задачи апробации опросника была проведена его проверка на конструктную (факторную) валидность и надежность. Эксплораторный факторный анализ данных опроса позволил выделить три фактора девиантного поведения за рулем: низкая культура вождения, чувство превосходства, беззаботность. Конфирматорный факторный анализ констатировал итоговую (апостериорную) модель водительского отклоняющегося поведения, состоящую из трех факторов и хорошо соответствующую исходным данным по показателям индексов согласия. Удалось обнаружить, что такие социально-демографические факторы, как пол, степень урбанизации и уровень субъективного дохода респондентов связаны с отклоняющимся поведением на дорогах. Агрессивный стиль автовождения с доминированием и демонстрацией превосходства чаще проявляется у мужчин, у жителей мегаполисов и крупных городов, а также у более состоятельных водителей. В поведении представителей указанных социальных групп больше неприязни, демонстративности и меньше терпимости и вежливости в отношении других водителей. Доказано также, что чем выше когнитивная эмпатия, тем ниже девиантность вождения.

Биографии авторов

Александр Александрович Максименко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • доктор социологических наук, кандидат психологических наук, профессор департамента психологии

Елизавета Андреевна Сафронова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка департамента психологии

Ольга Сергеевна Дейнека , Санкт-Петербургский государственный университет

  • Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
    • доктор психологических наук, профессор., и. о. зав. кафедрой политической психологии

Екатерина Вячеславовна Забелина, Челябинский государственный университет

  • Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
    • доктор психологических наук, профессор Института образования и практической психологии

Ирина Геннадиевна Шевченко, Донской государственный технический университет

  • Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
    • кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психофизиология и клиническая психология» факультета «Психология, педагогика и дефектология»

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Как цитировать

Максименко, А. А., Сафронова, Е. А., Дейнека , . О. С., Забелина, Е. В., & Шевченко, . И. Г. (2022). Проявления отклоняющегося поведения за рулем у россиян. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2300

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)