Бьет — значит любит? Стратегии депроблематизации домашнего насилия в российских СМИ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2220

Ключевые слова:

домашнее насилие, СМИ, стратегии депроблематизации, фрейминг, закон о профилактике семейно-бытового насилия

Аннотация

На протяжении последних десяти лет в публичном поле идут активные дискуссии о проблеме домашнего насилия в России. В 2017 г. побои в отношении близких родственников были декриминализованы, а закон о семейно-бытовом насилии так и не был принят, хотя неоднократно вносился в Государственную думу. Цель настоящей статьи — анализ контрриторических стратегий, которыми пользуются участники дискуссии, отрицающие наличие или важность проблемы насилия между интимными партнерами. На основе анализа более 1,4 тыс. публикаций о проблеме домашнего насилия в девяти ведущих печатных СМИ России за период с 2010 по 2020 г. мы выделяем и описываем шесть стратегий депроблематизации в соответствии с классификацией, предложенной П. Ибаррой и Дж. Китсьюзом. Кроме того, мы выделяем не попадающую в классификацию седьмую стратегию, делающую акцент на материальной компенсации за насилие. Мы анализируем роль акцента на патриархальных ценностях в каждой из выделенных стратегий, а также делаем выводы об их возможной связи с общественными мнением о данной проблеме.

Благодарность. Публикация подготовлена в ходе проведения исследовательского проекта «Безопасность и виктимность населения России: социальные, экономические и культурные факторы» № 21-04-029 (Научно-учебная группа «Социально-правовые исследования») в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2021-2022 гг. Авторы выражают признательность Регине Игоревне Решетеевой за совместную работу в рамках научно-учебной группы над первым этапом данного проекта.

Биографии авторов

Антон Павлович Казун, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия 
    • кандидат социологических наук, заместитель директора Института анализа предприятий и рынков,
    • доцент департамента прикладной экономики

Анастасия Александровна Карпушкина

  • Москва, Россия 
    • независимый исследователь

Дарья Владимировна Курихина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • аналитик-исследователь, научно-учебная группа «Социально-правовые исследования» Института анализа предприятий и рынков

Мария Сергеевна Савунова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • аналитик-исследователь, научно-учебная группа "Социально-правовые исследования" Института анализа предприятий и рынков

Загрузки

Опубликован

2022-11-06

Как цитировать

Казун, А. П., Карпушкина, А. А., Курихина, Д. В., & Савунова, М. С. (2022). Бьет — значит любит? Стратегии депроблематизации домашнего насилия в российских СМИ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2220

Выпуск

Раздел

Семья и демография