Теневой рынок алкоголя: к определению основных типов и мотивов потребителей

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1642

Ключевые слова:

потребление алкоголя, теневой рынок, рациональное потребление, мотивация потребления алкоголя, типология потребителя алкоголя

Аннотация

В последнее десятилетие наблюдается снижение потребления алкоголя и переход с крепких напитков на более легкие. Тем не менее употребление спиртных напитков по-прежнему встроено в культуру досуга и снятия стресса. Теневой рынок алкоголя уменьшился и видоизменился после принятия государственных регуляторных мер, но не исчез. Один из ключевых исследовательских вопросов статьи — почему человек покупает алкоголь в нелегальных точках продаж?

В статье представлены результаты совместного исследования Центра социального проектирования «Платформа» и Центра развития потребительского рынка бизнес-школы СКОЛКОВО. В статье на основе серии интервью с потребителями продукции теневого рынка алкоголя описываются типы, мотивация и модели поведения покупателей, а также ситуации перехода на этот рынок. Как правило, на теневом рынке покупают алкоголь люди с низкими доходами; не доверяющие лицензированному продавцу и производителю; стремящиеся обойти запрет на ночную покупку. Введение ограничений на розничную торговлю спиртным переводит в теневой сегмент часть потребителей, если они стремятся сэкономить или если их приобщили к потреблению в теневом канале знакомые. На теневом рынке потребители сталкиваются со специфическими рисками, поскольку там продаются в основном крепкие напитки, и единственный способ контролировать качество продукции — через «сарафанное радио».

Биографии авторов

Мария Олеговна Макушева, Центр социального проектирования «Платформа»

  • Центр социального проектирования «Платформа», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, генеральный директор

Елена Геннадьевна Чо, бизнес-школа СКОЛКОВО

  • бизнес-школа СКОЛКОВО, Москва, Россия
    • руководитель направления «SMART-регулирование» Центра развития потребительского рынка

Загрузки

Опубликован

2020-11-09

Как цитировать

Макушева, М. О., & Чо, Е. Г. . (2020). Теневой рынок алкоголя: к определению основных типов и мотивов потребителей. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5). https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1642

Выпуск

Раздел

Экономическая социология и демография