Сопротивление переменам среди учителей начальной школы как фактор использования ими ИКТ
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.810Ключевые слова:
ИКТ, начальное образование, сопротивление переменам, учителя, структурное моделированиеАннотация
Множество исследований информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании показывают, что для их успешного применения в образовательном процессе необходимо учитывать характеристики ключевых агентов образования — учителей. В данной работе исследуется связь между индивидуальными характеристиками учителей начальной школы, в частности сопротивления переменам, и использованием ими ИКТ в учебном процессе. Для этого были проанализированы данные опроса 347 учителей третьих классов. Проведенное структурное моделирование показало, что навыки ИКТ учителей положительно связаны с использованием ИКТ на уроках, при этом сопротивление переменам является медиатором этой связи. В то же время уровень сопротивления переменам отрицательно связан с использованием ИКТ на уроках и никак не связан с использованием ИКТ в личных целях. Таким образом, даже обладая навыками ИКТ, учителя не стремятся применять их в классе и менять свою рутинную профессиональную деятельность. Это важно учитывать при внедрении инноваций в образовательный процесс, также необходимо обратить особое внимание на преодоление такого внутреннего барьера к инновациям, как сопротивление переменам среди учителей.
Благодарность. Статья подготовлена в результате проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100».
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.