Надежность и структура шкалы социальной желательности TALIS: оценка в рамках современной теории тестирования

Ключевые слова: социальная желательность, шкала Кроуна-Марлоу, современная теория тестирования (IRT), TALIS, факторная структура, надежность

Аннотация

Один из способов кон-тролировать влияние социальных ожиданий на ответы респондентов —  использовать шкалы социальной желательности вместе с основными вопросами. Шкала социальной желательности, включенная для этой цели в международное сравнительное исследование Teaching and Learning International Survey (TALIS) и использованная на русскоязычной выборке учителей, не проходила кросс-культурной адаптации. Кроме того, этот инструмент основан на шкале социальной желательности Кроуна-Мар-лоу, психометрические характеристи-ки которой оценивались до сих пор только в рамках классической теории тестирования и с неоднозначными результатами. Чтобы восполнить дефицит в понимании валидности шкалы социальной желательности TALIS в рамках современной теории тестирования были проанализированы данные, по-лученные на репрезентативной выборке российских учителей. Результаты показали приемлемую надежность, существенную одномерность шкалы и, наряду с этим, ряд серьезных про-блем в ее функционировании. На основе полученных результатов, включая симулированные данные, предлагаются меры по повышению качества психометрических свойств шкалы. Делаются фундаментальные выводы о структуре конструкта социальной желательности.
Опубликован
2016-12-31
Раздел
Теория, методология и методы
Аффилиации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»