Вклад характеристик участников массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в формирование уровня удовлетворенности обучением

Авторы

  • Татьяна Вадимовна Семенова Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" https://orcid.org/0000-0003-1792-7470
  • Ксения Александровна Вилкова Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" https://orcid.org/0000-0003-2161-0409

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.13

Ключевые слова:

массовые открытые онлайн–курсы, МООК, уровень удовлетворенности обучением, рейтинги, индивидуальные характеристики

Аннотация

С каждым годом все больше образовательных организаций создают собственные массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Интерес пользователей интернета к материалам ведущих учебных заведений, доступным широкой аудитории, также растет. Для того чтобы слушатели могли ориентироваться среди разнообразия курсов, стали появляться рейтинги МООК, в основе которых лежит оценка удовлетворенности обучением. Однако уровень удовлетворенности связан не только с содержанием самого курса, но и с индивидуальными характеристиками слушателей. Поэтому возникает вопрос о возможности использования рейтингов для сравнения курсов между собой, поскольку их оценивают разные группы участников. Особенно эта проблема актуальна для МООК, совокупность слушателей которых представляет собой гетерогенную группу. Для определения вклада характеристик участников курсов в формирование уровня удовлетворенности в исследовании использованы данные опросов участников 13 МООК НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование», проведенных до старта курсов и после их окончания. На основе регрессионного анализа показано, что ряд индивидуальных характеристик участников МООК значимо связан с уровнем удовлетворенности контентом курса при контролировании его параметров. Значимыми предикторами стали внешний мотив прохождения курса для знакомства с его форматом и уровень знаний до прохождения курса и после его освоения. Участники с высоким изначальным уровнем знаний оценивают курс ниже по сравнению со слушателями, владеющими невысоким уровнем знаний по тематике курса. Таким образом, использование рейтингов для сравнения МООК между собой не совсем корректно, поскольку курсы оценивают разные группы участников. В этом случае возможно создание рейтингов, которые отражают оценку, поставленную "продвинутыми" слушателями и "новичками".

Биографии авторов

Татьяна Вадимовна Семенова, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

  • Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия
    • магистр социологии, научный сотрудник, Центр социологии высшего образования Института образования

Ксения Александровна Вилкова, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

  • Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия
    • магистр психологии, аспирант, стажер-исследователь, Центр социологии высшего образования Института образования

Загрузки

Опубликован

2019-02-06

Как цитировать

Семенова, Т. В., & Вилкова, К. А. (2019). Вклад характеристик участников массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в формирование уровня удовлетворенности обучением. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.13

Выпуск

Раздел

Социология образования