Генеративный искусственный интеллект в российских православных сообществах: восприятие и практики использования

Авторы

  • Ирина Сергеевна Душакова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-7959-4934
  • Наталья Сергеевна Душакова Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ https://orcid.org/0000-0003-4486-5367

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.5.2600

Ключевые слова:

генеративный искусственный интеллект, нейросеть, социальное конструирование технологий, РПЦ, старообрядцы, религиозное осмысление технологий

Аннотация

В статье через призму социального конструирования технологий (SCOT) рассматриваются восприятие и практики использования генеративного искусственного интеллекта в религиозных сообществах России. Цель исследования — выявление интерпретативной гибкости генеративного ИИ как технологического артефакта в православных сообществах России (последователей Русской православной церкви, старообрядцев разных согласий). Авторы исходят из гипотезы о том, что первое время после массового релиза генеративного ИИ (ChatGPT, Midjourney и др. инструментов) набор контекстов и областей применения, в которых генеративный ИИ видим и понятен, довольно узок. Кроме того, учитывая новизну технологий и низкую вероятность наличия предыдущего опыта в обращении с ними, начало взаимодействия характеризуется высокой гибкостью интерпретаций генеративного ИИ. Для выявления набора практик и контекстов использования генеративного ИИ в православных сообществах проводится анализ их каналов и площадок в социальных медиа и СМИ, что позволяет говорить о конструировании технологии самими сообществами в связке с общим информационным полем. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1 января по 31 декабря 2023 г.  Во избежание смещения выборки при ручном отборе материала для работы привлекается база данных «Медиалогия» (мониторинг соцсетей).

Как показывает анализ данных, большая часть дискуссий выстраивается вокруг попыток установить границы применения новой технологии и выявить связанные с ней опасности. Сомнения в целесообразности применения искусственного интеллекта не затрагивают его утилитарное использование: граница допустимого очерчивается в сфере религиозных смыслов. Набор практик использования генеративного искусственного интеллекта на текущий момент достаточно узок, при этом самая распространеная практика — генерация или обработка изображений.

Благодарность. Н. Душакова подготовила статью в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Биографии авторов

Ирина Сергеевна Душакова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат филологических наук, доцент Института медиа, факультет креативных индустрий

Наталья Сергеевна Душакова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
    • кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ

Библиографические ссылки

Абрамов А. А. Религиозно-этические проблемы искусственного интеллекта: экспертные оценки и позиция Ватикана // Концепт: философия, религия, культура. 2020. Т. 4. № 4. С. 68—82. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-68-82.

Abramov A. A. (2020) Religious and Ethical Issues of Artificial Intelligence: Expert Assessments and the Vatican Position. Concept: Philosophy, Religion, Culture. Vol. 4. No. 4. P. 68—82. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-68-82. (In Russ.)

Душакова И. С., Владимиров Е. Д. Сети акторов и контроль над информацией: как РПЦ взаимодействует со светским медийным пространством // Stratum Plus. 2022. № 6. С. 427—438. https://doi.org/10.55086/sp226427438.

Dusacova I. S., Vladimirov E. D. (2022) Networks of Actors and Control over Information: How Russian Orthodox Church Interacts with Secular Media. Stratum Plus. Vol. 6. P. 427—438. https://doi.org/10.55086/sp226427438. (In Russ.)

Хьярвард С. Три формы медиатизированной религии: изменение облика религии в публичном пространстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38. № 2. С. 41—75.

Hjarvard S. (2020) Three Forms of Mediatized Religion: Changing the Public Face of Religion. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. Vol. 38. No. 2. P. 41—75. (In Russ.)

Bijker W. E. (2009) Social Construction of Technology. In: Friis J. K. B. O., Pedersen S. A., Hendricks V. F. (eds.) A Companion to the Philosophy of Technology. Oxford: Wiley-Blackwell. P. 88—94. https://doi.org/10.1002/9781444310795.ch15.

Campbell H. (ed.) (2012) Digital Religion: Understanding Religious Practice in New Media Worlds. London: Routledge.

Campbell H. A., Cheong P. H. (2023) Introduction. In: Campbell H. A., Cheong P. H. (eds.) (2023) Thinking Tools on AI, Religion & Culture. College Station, TX: Digital Religion Publications. P. 7—8.

Campbell H. A., Cheong P. H. (eds.) (2023) Thinking Tools on AI, Religion & Culture. College Station, TX: Digital Religion Publications.

Campbell H. A., Evolvi G. (2019) Contextualizing current digital religion research on emerging technologies. Human Behavior & Emerging Technologies. No. 2. P. 5—17. https://doi.org/10.1002/hbe2.149.

Ekbia H. (2010) Fifty Years of Research in Artificial Intelligence. Annual Review of Information Science and Technology. Vol. 44. P. 201—242. https://doi.org/10.1002/aris.2010.1440440112

Elliott A. (2022) The Complex Systems of AI: Recent Trajectories of Social Theory. In: Elliott A. (ed.) The Routledge Social Science Handbook of AI. New York, NY: Routledge. P. 3—16.

Falahatpisheh Z., Khajeheian D. (2020) Affordances and IT Design: A Typology for Social Media and Platform Affordances. 13th CMI Conference on Cybersecurity and Privacy (CMI) — Digital Transformation — Potentials and Challenges (51275), Copenhagen, Denmark. P. 1—7. https://doi.org/10.1109/CMI51275.2020.9322681

Jacoba R. C. (2023) Exploring the Role of Artificial Intelligence in Interreligious Discourse. Religion and Social Communication. Vol. 21. No. 2. P. 375—400. https://doi.org/10.62461/RCJ100323

Pinch T. J., Bijker W.E. (1984) The Social Construction of Facts and Artefacts: Or How the Sociology of Science and the Sociology of Technology Might Benefit Each Other. Social Studies of Science. Vol. 14. No. 3. P. 399—441. https://doi.org/10.1177/030631284014003004

Rahman F. A., Mohammed R. R. AI in the Middle East: Balancing Cultural Identity, Gender Dynamics, and Religious Perspectives. In: Campbell H. A., Cheong P. H. (eds.) Thinking Tools on AI, Religion & Culture. College Station, TX: Digital Religion Publications. P. 17—20.

Singler B. (2023) How I Stopped Worrying and Learned to Question the Apocalyptic AI. In: Campbell H. A., Cheong P. H. (eds.) Thinking Tools on AI, Religion & Culture. College Station, TX: Digital Religion Publications. P. 10—11.

Загрузки

Опубликован

2024-11-08

Как цитировать

Душакова, И. С., & Душакова, Н. С. (2024). Генеративный искусственный интеллект в российских православных сообществах: восприятие и практики использования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5). https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.5.2600