Социальный капитал молодых предпринимателей в условиях пандемии COVID-19: на примере владельцев крафтовых пространств Санкт-Петербурга
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.3.2281Ключевые слова:
крафтовая экономика, социальный капитал, предпринимательство, COVID-19, комьюнитиАннотация
Кризисным моментом для многих крафтовых предпринимателей стала начавшаяся в 2020 г. пандемия COVID-19. Появление новых рисков и ограничений в контексте ведения крафтовой предпринимательской деятельности потребовало поиска новых решений и ресурсов для преодоления возникших сложностей. Одним из источников таких ресурсов для крафтовых предпринимателей стали их сети взаимоотношений с социальными агентами, выполняющие роль каналов извлечения экономической выгоды. Подобные сети в рамках представленного исследования рассматриваются как социальный капитал. С опорой на теоретическую концепцию капитала Пьера Бурдье в рамках качественной парадигмы в статье проведен анализ социального и культурного капитала молодых предпринимателей, владельцев крафтовых пространств Санкт-Петербурга. Авторы показывают, что эти альтернативные формы капитала использовались крафтовыми предпринимателями в период пандемии для сохранения своего бизнеса: через утверждение символической значимости дела в сегменте крафтовой экономики и формирование комьюнити.
Благодарность. Статья подготовлена в рамках проекта «“Пережить трудные времена и сохранить бизнес”: стратегии совладания с кризисом молодых предпринимателей Санкт-Петербурга» Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2021 г.
Библиографические ссылки
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
Beck U. (2000) Risk Society. Towards a New Modernity. Moscow: Progress-Tradition. (In Russ.)
Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60—74. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf (дата обращения: 04.04.2023).
Bourdieu, P. (2002) The Forms of Capital. Journal of Economic Sociology. Vol. 3. No. 5. P. 60-74. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf (accessed: 04.04.2022). (In Russ.)
Грановеттер М. Сила слабых связей. Экономическая социология. 2009. № 10. С. 31—50. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208204981/ecsoc_t10_n4.pdf (дата обращения: 04.04.2023).
Granovetter, M. S. (2009) The Strength of Weak Ties. Journal of Economic Sociology. No. 10. P. 60-74. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208204981/ecsoc_t10_n4.pdf (accessed: 04.04.2022). (In Russ.)
Ольденбург Э. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
Oldenburg R. (2014) The Great Good Place: Cafes, Coffee Shops, Community Centers, Beauty Parlors, General Stores, Bars, Hangouts, and How They Get You Through the Day. Moscow: New Literary Observer. (In Russ.)
Adler P., Kwon S. (2002) Social Capital: Prospects for a New Concept. Academy of Management Review. Vol. 27. No. 1. P. 17-40. https://doi.org/10.5465/amr.2002.5922314.
Äyväri A., Jyrämä A. (2007) The Networking Abilities of Craft Entrepreneurs. In: 23rd IMP Conference. Exploiting the b2b Knowledge Network: New Perspectives and Core Concepts. Manchester Business School. P. 1—9.
Black S., Fox Miller C., Leslie D. (2019) Gender, Precarity and Hybrid Forms of Work Identity in the Virtual Domestic Arts and Crafts Industry in Canada and the US. Gender, Place & Culture. Vol. 26. No. 2. P. 272-292. https://doi.org/10.1080/0966369X.2018.1552924.
Colclough G., Sitaraman B. (2005) Community and Social Capital: What Is the Difference? Sociological Inquiry. Vol. 75. No. 4. P. 474—496. https://doi.org/10.1111/j.1475-682X.2005.00133.x.
Comunian R., England L. (2020) Creative and Cultural Work without Filters: Covid—19 and Exposed Precarity in the Creative Economy. Cultural Trends. Vol. 29. No. 2. P. 112—128. https://doi.org/10.1080/09548963.2020.1770577.
Cope J., Jack S., Rose M. (2007) Social Capital and Entrepreneurship: An Introduction. International Small Business Journal. Vol. 25. No. 3. P. 213-219. https://doi.org/10.1177/0266242607076523.
Hewson M. (2010) Agency. In: Mills, A. J., Durepos, G., & Wiebe, E. (eds.) Encyclopedia of Case Study Research. Thousand Oaks: Sage. Vol. 1. P. 12-14.
Jack S. L. (2005) The Role, Use and Activation of Strong and Weak Network Ties: A Qualitative Analysis. Journal of Management Studies. Vol. 42. No. 6. P. 1233—1259. https://doi.org/10.1111/j.1467-6486.2005.00540.x.
Johannisson B., Olaison L. (2007) The Moment of Truth — Reconstructing Entrepreneurship and Social Capital in the Eye of the Storm. Review of Social Economy. Vol. 65. No. 1. P. 55—78. https://doi.org/10.1080/00346760601132188.
Krupets Y., Epanova Y. (2021) Developing Craft Business in Russia: Capitals and Tactics of Young Cultural Entrepreneurs. Cultural Trends. Vol. 32. No. 1. P. 20-34. https://doi.org/10.1080/09548963.2021.1996203.
Lin N. (2000) Inequality in Social Capital. Contemporary Sociology. Vol. 29. No. 6. P. 785—795. https://doi.org/10.2307/2654086.
Marcketti S. B., Niehm L. S., Fuloria R. (2006) An Exploratory Study of Lifestyle Entrepreneurship and Its Relationship to Life Quality. Family and Consumer Sciences Research Journal. Vol. 34. No. 3. P. 241—259. https://doi.org/10.1177/1077727X05283632.
McKeever E., Jack S., Anderson A. (2015) Embedded Entrepreneurship in the Creative Re-Construction of Place. Journal of Business Venturing. Vol. 30. No. 1. P. 50—65. https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2014.07.002.
Neumeyer X., Santos S., Caetano A., Kalbfleisch P. (2019) Entrepreneurship Ecosystems and Women Entrepreneurs: A Social Capital and Network Approach. Small Business Economics. Vol. 53. No. 2. P. 475-489. https://doi.org/10.1007/s11187-018-9996-5.
Scott M. (2012) Cultural Entrepreneurs, Cultural Entrepreneurship: Music Producers Mobilising and Converting Bourdieu’s Alternative Capitals. Poetics. Vol. 40. No. 3. P. 237—255. https://doi.org/10.1016/j.poetic.2012.03.002.
Scott M. (2017) ‘Hipster Capitalism’ in the Age of Austerity? Polanyi Meets Bourdieu’s New Petite Bourgeoisie. Cultural Sociology. Vol. 11. No. 1. P. 60—76. https://doi.org/10.1177/1749975516681226.
Shaw E., Wilson J., Pret T. (2017) The Process of Embedding a Small Firm in Its Industrial Context. International Small Business Journal. Vol. 35. No. 3. P. 219—243. https://doi.org/10.1177/0266242616671170.
Shi H. X., Shepherd D. M., Schmidts T. (2015) Social Capital in Entrepreneurial Family Businesses: The Role of Trust. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. Vol. 21. No. 6. P. 814-841. https://doi.org/10.1108/IJEBR-04-2015-0090.
Smagina A., Ludviga I. (2020) Craft Entrepreneurship and Created Value. The Proceedings of the International Scientific Conference Rural Environment. Education. Personality (REEP). Jelgava: Latvia University of Life Sciences and Technologies. Vol. 13. P. 359-365. https://doi.org/10.22616/REEP.2020.044.
Smagina A., Ludviga I. (2021) What is Crafts Entrepreneurship? The Development of its Definition Through Entrepreneurs and Consumers Perceptions. The Proceedings of the International Scientific Conference Rural Environment. Education. Personality (REEP). Jelgava: Latvia University of Life Sciences and Technologies. Vol. 14. P. 401—414. http://doi.org/10.22616/REEP.2021.14.045.
Stam W., Arzlanian S., Elfring T. (2014) Social Capital of Entrepreneurs and Small Firm Performance: A Meta-Analysis of Contextual and Methodological Moderators. Journal of Business Venturing. Vol. 29. No. 1. P. 152-173. https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2013.01.002.
Threadgold S. (2018) Creativity, Precarity and Illusio: DIY Cultures and ‘Choosing Poverty’. Cultural Sociology. Vol. 12. No. 2. P. 156-173. https://doi.org/10.1177/1749975517722475.
Turner S., An Nguyen P. (2005) Young Entrepreneurs, Social Capital and Doi Moi in Hanoi, Vietnam. Urban Studies. Vol. 42. No. 10. P. 1693—1710. https://doi.org/10.1080/00420980500231563.
Vaandrager N. B. (2021) Managerial Attributes and Their Effect on Craft Business Performance during the COVID-19 Pandemic. MSc thesis, Wageningen University & Research.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.