Как обеспечить стыковку социологического образования и рынка труда: кейс разработки профессионального стандарта социолога

Авторы

  • Александр Юльевич Чепуренко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-1691-8556
  • Маргарита Давыдовна Бершадская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-2095-3277

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.4.2193

Ключевые слова:

высшее образование, социология, образовательные программы, рынок труда, профессиональный стандарт, компетенции, трудовые функции, Россия

Аннотация

В статье на примере разработки профессионального стандарта «Социолог: специалист по проведению фундаментальных и прикладных социологических исследований» продемонстрировано, с какими проблемами и вызовами столкнулись профессиональные сообщества исследователей рынка и представители социологического образования при подготовке проекта профессионального стандарта социолога и почему именно такой бюрократический документ, как профстандарт, может стать искомой формой стыковки между требованиями рынка труда к профессии социолога и образовательными результатами социологических программ вузов. Авторы описывают конкретный кейс самоорганизации индустрии исследований рынка и вузовского сообщества для создания профессионального стандарта; показывают принципы и характеризуют практику деятельности совместной группы представителей индустрии и вузов, разработавшей профессиональный стандарт социолога, а также ключевые решенные ею задачи. Работа раскрывает направления актуализации программ высшего социологического образования для более полного учета сферой образования запросов рынка труда. В заключении сформулированы ближайшие задачи профессионального сообщества и вузов по разработке методики оценки достижения компетенций, заявленных в образовательной программе, исходя из карты компетенций профстандарта.

Благодарность. Авторы выражают признательность А.В. Великановой-Серовой, ответственному секретарю Рабочей группы по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций НПФК при Президенте Российской Федерации, за ценные советы при подготовке статьи.

Биографии авторов

Александр Юльевич Чепуренко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • доктор экономических наук, профессор департамента социологии

Маргарита Давыдовна Бершадская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат технических наук, старший научный сотрудник, руководитель Центра развития социологического образования факультета социальных наук

Загрузки

Опубликован

2022-09-06

Как цитировать

Чепуренко, А. Ю., & Бершадская, М. Д. (2022). Как обеспечить стыковку социологического образования и рынка труда: кейс разработки профессионального стандарта социолога. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.4.2193

Выпуск

Раздел

Научная жизнь