Роль социальных медиа в формировании регионального экологического протеста в России

Авторы

  • Айгуль Маратовна Климова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-7407-2072
  • Сергей Павлович Куликов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-8951-0493
  • Кирилл Шамилевич Чмель Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-1136-8754

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2024

Ключевые слова:

политический протест, экологический протест, социальные медиа, политическое участие, политическое обсуждение

Аннотация

Архангельская область по протестной активности в 2018—2019 гг. заняла одну из лидирующих позиций среди всех регионов России. Это было вызвано решением региональных властей начать на станции Шиес строительство мусорного полигона для размещения твердых бытовых отходов из Москвы и Московской области. В связи с тем, что ключевую роль в мобилизации граждан сыграли социальные медиа, целью данного исследования стало выявление роли дискуссии в социальных медиа вокруг строительства мусорного полигона в усилении протестной активности жителей Архангельской области. Эмпирической основой работы стали данные репрезентативного опроса населения Архангельской области и материалы, собранные из посвященных обсуждению строительства мусорного полигона сообществ в социальной сети «ВКонтакте».

Исследование показало, что более частое обсуждение строительства мусорного полигона в социальных медиа на индивидуальном уровне увеличивало вероятность участия в протестной активности. Кроме того, был обнаружен групповой эффект дискуссии: увеличение количества членов протестных сообществ, а также распространенности репостов их информации на уровне муниципальных районов Архангельской области повышали протестную активность граждан. Наконец, показано, что участие в протестах зависит от информационной среды: там, где проблема обсуждается активнее, эффект индивидуального обсуждения оказывается выше. Таким образом, для оценки влияния активности в медиа на политические протесты важно учитывать не только два разных уровня обсуждений, но и взаимодействие между ними.

Благодарность. Исследование выполнено за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 21-011-31830 «Политическая осведомленность и знание о политике в контексте распространения “мягких” форматов политической информации». Авторы выражают признательность Георгию Епифанову за предоставление доступа к нереактивным данным.

Биографии авторов

Айгуль Маратовна Климова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов департамента социологии
    • старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований им. Р. Ф. Инглхарта

Сергей Павлович Куликов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • аспирант департамента социологии

Кирилл Шамилевич Чмель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • аспирант департамента политики и управления
    • младший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований им. Р. Ф. Инглхарта
    • преподаватель Департамента интегрированных коммуникаций

Загрузки

Опубликован

2021-12-30

Как цитировать

Климова, А. М., Куликов, С. П., & Чмель, К. Ш. (2021). Роль социальных медиа в формировании регионального экологического протеста в России. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2024

Выпуск

Раздел

Экоактивизм