К проблемам понятийного аппарата в исследованиях родительства в образовании

Авторы

  • Надежда Юрьевна Озорнина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-8637-9394
  • Кристина Александровна Любицкая Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-6600-8879
  • Александра Алексеевна Бочавер Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-6131-5602

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.1997

Ключевые слова:

родительство, образование, родительская вовлеченность, стили воспитания, библиометрия

Аннотация

Статья посвящена анализу ряда ключевых конструктов, описывающих различные аспекты родительской активности, которые используются в междисциплинарных исследованиях детского образования. Цель статьи — реконструкция развития понятийного аппарата, прояснение значений и сфер применения ключевых конструктов, описывающих родительство, и освещение последних тенденций в исследованиях родительства в образовании. Для выявления ключевых конструктов проведен библиометрический анализ баз Web of Science и Scopus и отобраны 12 114 статей. Выделены три кластера ключевых понятий, в первый из которых вошли конструкты, характеризующие особенности взаимодействия родителя и ребенка (в первую очередь, стили воспитания) в контексте образования. Во втором кластере родительская активность оценивается «из перспективы школы», важнейшим понятием является родительская вовлеченность. Третий кластер включает понятия из наиболее новых публикаций, в которых обсуждаются полюса благополучия и стресса детей и родителей в контексте образования. Для дальнейшего анализа отобраны четырнадцать конструктов, наиболее часто используемых в англоязычной научной литературе (parenting styles, parent-child relationship, parental attachment, parental support, parenthood, parental practices, parental involvement, parental engagement, parental beliefs, parental education, parent training, parental stress, parent-child interaction, parental participation). Обсуждается путь, пройденный исследователями от первой половины XX века до начала 2021 г., рассматриваются доминирующие представления о вкладе родителей в развитие детей на разных этапах развития науки и перспективы исследований родительства в ближайшем будущем.

Благодарность. Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

 

Биографии авторов

Надежда Юрьевна Озорнина , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • стажер-исследователь Центра исследований современного детства, Институт образования

Кристина Александровна Любицкая, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат наук об образовании, научный сотрудник Института образования

Александра Алексеевна Бочавер , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат психологических наук, научный сотрудник Института образования

Загрузки

Опубликован

2022-05-07

Как цитировать

Озорнина , Н. Ю., Любицкая, К. А., & Бочавер , А. А. (2022). К проблемам понятийного аппарата в исследованиях родительства в образовании. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (2). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.1997

Выпуск

Раздел

Теория, методология и методы

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)