Связь характеристик учителя с академической резильентностью учащихся

Авторы

  • Елена Валерьевна Быкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», https://orcid.org/0000-0001-7760-6105
  • Татьяна Александровна Чиркина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-7719-3985

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1599

Ключевые слова:

академическая резильентность, измерение академической резильентности, успеваемость учащихся, социально-экономическое положение и успеваемость

Аннотация

Работа посвящена исследованию резильентных учащихся, то есть учащихся, которые вопреки низкому социально-экономическому положению демонстрируют высокие образовательные результаты. Мы изучаем отношения между учителями и учениками в школе, характеристиками учителя в связи с шансами стать резильентными для учеников. В работе используются данные лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии», включающего результаты опроса учащихся и учителей в рамках международных исследований TIMSS-2011 и PISA-2012. Поскольку в 2012 г. приоритетным направлением PISA была математическая грамотность, резильентность измерялась исходя из баллов, полученных по математике. Кроме того, в связи с этим в работе отдельно изучены взаимоотношения учащихся с учителем математики. В качестве метода статистического анализа использована логистическая регрессия с кластерной коррекцией. Результаты показывают, что взаимоотношения с учителями являются важным предиктором образовательных результатов учащихся. При этом высокой успеваемости в большей степени способствует личный характер отношений с учителями, нежели атмосфера взаимоотношений между учащимися и учителями в целом. В отношениях с учителем математики для учащегося важно знать, чего от него ждет учитель математики, и понимать его. Также вероятность стать резильентным значимо выше в тех случаях, когда преподаватели слушают учащегося, относятся к нему справедливо и готовы оказать необходимую помощь. Кроме того, учащиеся в лицеях и гимназиях чаще становятся резильентными, чем учащиеся в обычных школах. Это можно объяснить, например, различиями в образовательных программах, особой атмосферой в лицеях и гимназиях, а также большей заинтересованностью в успехе учащихся и их родителей.

Благодарность. Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2020 г.

Биографии авторов

Елена Валерьевна Быкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • выпускница

Татьяна Александровна Чиркина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • младший научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»

Загрузки

Опубликован

2020-09-06

Как цитировать

Быкова, Е. В., & Чиркина, Т. А. (2020). Связь характеристик учителя с академической резильентностью учащихся. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1599

Выпуск

Раздел

Социология образования