Мониторинг субъективного благополучия в школе: оценка в рамках современной теории тестирования

Авторы

  • Татьяна Николаевна Канонир Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-5606-8379
  • Ирина Львовна Угланова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-9117-5997
  • Алёна Александровна Куликова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-4296-3521

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.4.2010

Ключевые слова:

субъективное благополучие, мониторинговый инструмент, школьный возраст, методология, IRT, результаты тестирования, анализ сопоставимости

Аннотация

Тема субъективного благополучия находится в фокусе внимания исследователей и практиков, однако наблюдается нехватка инструментов оценивания субъективного благополучия с подтвержденной валидностью и надежностью, которые позволяли бы проводить мониторинговые исследования для детей школьного возраста. Цель работы — представить новый опросник субъективного благополучия в школе и его психометрические характеристики. В частности, авторы делают акцент на сопоставимости результатов детей разного возраста и пола. Опросник основан на оригинальной теоретической рамке субъективного благополучия в школе, ранее получившей эмпирическое подтверждение. Для обоснования психометрического качества используется методология IRT (современная теория тестирования). В выборку исследования вошли учащиеся третьих (N = 842), четвертых (N = 838) и пятых (N = 5735) классов крупных городов центральной части России. В выборках соблюдалось гендерное равновесие. Были проанализированы надежность и размерность шкал, согласие данных с моделями, трудность утверждений, проведен анализ сопоставимости результатов тестирования (DIF). Результаты показали, что предложенный опросник субъективного благополучия в школе обладает хорошими психометрическими характеристиками и может быть использован для проведения сравнительных исследований в третьем, четвертом и пятом классах. В дискуссии обсуждаются возможности применения опросника для проведения срезовых и лонгитюдных исследований.

Благодарность. Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта  075-15-2022-325 от 25.04.2022).

Биографии авторов

Татьяна Николаевна Канонир, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • Dr. Psych. (PhD), доцент Института образования

Ирина Львовна Угланова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании
    • аспирант школы по образованию Института образования

Алёна Александровна Куликова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат наук НИУ ВШЭ об образовании, младший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования

Загрузки

Опубликован

2022-09-06

Как цитировать

Канонир, Т. Н., Угланова, И. Л., & Куликова, А. А. (2022). Мониторинг субъективного благополучия в школе: оценка в рамках современной теории тестирования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.4.2010

Выпуск

Раздел

Анализ и интерпретация

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)