Лонгитюдное исследование субъективного благополучия в школе у учащихся младших классов

Авторы

  • Татьяна Николаевна Канонир Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-5606-8379
  • Алёна Александровна Куликова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-4296-3521
  • Екатерина Алексеевна Орел Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», https://orcid.org/0000-0002-9100-0713

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.921

Ключевые слова:

субъективное благополучие, младший школьный возраст, начальная школа, лонгитюдные данные

Аннотация

В статье представлены результаты исследования динамики субъективного благополучия учащихся начальной школы. Благополучие рассматривается как сложный конструкт, включающий в себя удовлетворенность школой, чувства по отношению к школе, сотрудничество и/или враждебные отношения с одноклассниками, а также субъективное физическое благополучие. На данных двух срезов мониторинга, проведённых на одних и тех же учениках в третьем и четвертом классах (N = 865) школ города-миллионника было показано, что уровень субъективного благополучия в промежутке от девяти до десяти лет снижается по всем показателям, кроме блока «Отношения со сверстниками» и физического благополучия. Также были зафиксированы гендерные различия: мальчики менее удовлетворены школой, чаще сталкиваются с враждебностью и испытывают больше негативных эмоций по отношению к школе, чем девочки. Полученные результаты согласуются с данными предыдущих исследований и позволяют уточнить и расширить представления о благополучии в младшем школьном возрасте, так как большинство работ, нацеленных на школьный контекст, было выполнено на подростках.

Благодарность. В данной научной работе использованы результаты проекта «Динамика развития ребенка в период его обучения в начальной школе», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2017 г.

Биографии авторов

Татьяна Николаевна Канонир, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • Dr. Psych., доцент Института образования

 

Алёна Александровна Куликова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат наук НИУ ВШЭ об образовании, младший научный сотрудник Института образования

Екатерина Алексеевна Орел, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института образования

 

Загрузки

Опубликован

2020-09-06

Выпуск

Раздел

Социология образования