Социальные боты в компьютерной пропаганде: серфинг на информационной волне коронавируса

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1762

Ключевые слова:

инфодемия, компьютерная пропаганда, социальные боты, конспирологический нарратив, коронавирус

Аннотация

В статье современный феномен инфодемии рассматривается как расширение латентных механизмов информационного воздействия. Авторы интерпретируют этот процесс в контексте концепта компьютерной пропаганды, который позволяет не только описать использование новых компьютерных технологий для манипуляции и дезинформации в социальных сетях (конструирования фейковой информации, функционирования социальных ботов и др.), но и выявить скрытые цели субъектов пропаганды в современном онлайн-пространстве. Исследовательская цель статьи связана с анализом использования социальных ботов для пропагандистского воздействия, осуществляемого на информационной волне коронавирусной эпидемической ситуации.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: 1) осуществлен аналитический обзор источников, где описаны новые формы и способы дезинформации в различных социальных сетях, возникшие на волне коронавирусной инфодемии — фейковых новостей, социальных ботов; 2) представлены результаты пилотажного исследования по выявлению и описанию бот-сетей в процессе тематического мониторинга социальной сети «ВКонтакте», связанных с тематикой коронавируса и функционирование которых может быть интерпретировано в контексте компьютерной пропаганды. Исследование проводилось на базе Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ в период с 16 марта по 26 мая 2020 г. по авторской методике анализа всплесков сетевой публикационной активности в сочетании с комплексной методикой выявления ботнетов, включающей метод частотного анализа размещаемых сообщений, профайлинг бот-аккаунтов, статистический анализ текстов, анализ структурной организации бот-сети, а также анализ контента публикаций. В результате был обнаружен ряд ботнетов, которые, используя волну популярной темы коронавируса в пропагандистских целях, осуществляют продвижение в информационном поле социальной сети: 1) оппозиционного политического контента с критикой власти и отечественной системы здравоохранения; 2) конспирологических нарративов, связанных с опасностью массового отравления продуктов, воды и лекарственных препаратов, а также с опасностью «цифрового рабства» населения путем массового введения биометрических данных.

Благодарность. Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ 20-011-31318 «Коммуникативные стратегии политико-ориентированных онлайн-сообществ в социальных сетях». Исследование проведено с использованием оборудования Центра социологических и интернет-исследований Санкт-Петербургского государственного университета.

Биографии авторов

Валерия Валентиновна Василькова, Санкт-Петербургский государственный университет

  • Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
    • доктор философских наук, профессор кафедры социологии культуры и коммуникации факультета социологии

Наталья Игоревна Легостаева, Санкт-Петербургский государственный университет

  • Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории изучения социально-экономических и политических процессов современного общества 

 

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Василькова, В. В., & Легостаева, Н. И. (2020). Социальные боты в компьютерной пропаганде: серфинг на информационной волне коронавируса. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1762

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)