Почему не верят опросам, или Как фреймируются результаты опросов общественного мнения в современных российских СМИ

Авторы

  • Ирина Сергеевна Душакова Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова https://orcid.org/0000-0002-7959-4934

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1683

Ключевые слова:

медиафреймирование, фрейм-анализ, анализ медийных сообщений, опросы общественного мнения, недоверие, проводники, посредники, фреймирующие машины, акторно-сетевая теория

Аннотация

Статья посвящена изучению фреймирования результатов опросов общественного мнения в современных российских СМИ как не заслуживающих доверия, а также распределения ролей в медийных сообщениях между опросными компаниями и СМИ как между двумя фреймирующими машинами. Исследование проведено при помощи фрейм-анализа на материалах медийных сообщений (N = 3035) с использованием базы данных «Медиалогия» за период с 2009 по 2019 гг. Традиционно результаты опросов общественного мнения привлекаются при проверке эффективности используемых фреймов, в данной статье они рассматриваются как медийно фреймируемая информация. Автор выделяет четыре варианта представления результатов опросов в СМИ по осям «доверие — недоверие» и «скрытое — явное», где тексты с недоверием к результатам опросов составляют четвертую часть выборки. В статье проанализированы и проиллюстрированы фреймирующие технологии, при помощи которых СМИ производят недоверие к опросам. Опираясь на традиционное для акторно-сетевой теории различение на «проводников» и «посредников», автор показывает, что СМИ описывают работу опросных компаний таким образом, чтобы все возможные поломки относились к их работе, тогда как работа самих медийных площадок оказывается скрытой. Представляя определенным образом результаты опросов и выступая, по сути, посредниками, СМИ фреймируют как посредника опросную компанию, а себя — как проводника.

Благодарность. Исследование выполнено при поддержке стипендиальной программы Oxford Russia Fellowship 2019-2020. Автор выражает признательность А. С. Титкову и В. С. Вахштайну за комментарии и замечания, которые позволили сделать текст лучше.

Биография автора

Ирина Сергеевна Душакова, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова

  • Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, Москва, Россия
    • аспирант факультета журналистики

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Душакова, И. С. (2020). Почему не верят опросам, или Как фреймируются результаты опросов общественного мнения в современных российских СМИ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1683

Выпуск

Раздел

Государство и общество