Агентность школьников в условиях изменений образовательного контекста в период пандемии COVID-19: источники, проявления и эффекты

Авторы

  • Михаил Евгеньевич Гошин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-7251-3938
  • Павел Сергеевич Сорокин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-3910-2090
  • Сергей Геннадьевич Косарецкий Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-8905-8983

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2145

Ключевые слова:

дополнительное образование, пандемия COVID-19, человеческий капитал, агентность, трансформирующая агентность, школьники

Аннотация

В фокусе исследования находятся вопросы агентности (проактивного поведения), включая ее источники, проявления и эффекты, среди школьников, занимающихся дополнительным образованием в условиях пандемии COVID-19. Теоретическими основаниями работы служат современные социологические разработки в области проблемы «структуры/действия», в которых роль образования остается недостаточно изученной. Эмпирической базой стали результаты опроса школьников и их родителей о переходе на дистанционную форму обучения во время режима самоизоляции. Авторы показывают, что в большинстве семей не были выработаны новые правила, касающиеся, например, структурирования времени и помогающие адаптироваться к изменившимся условиям. Наличие таких правил и характер их источников связаны с социально-экономическим статусом и образовательным уровнем семьи. Анализируются взаимосвязи наличия в семье правил и характеристик «агентной» деятельности ребенка с успешностью образовательного и иного опыта в период пандемии, а также с удовлетворенностью занятиями по дополнительному образованию. Показано, что проявления так называемой «автономной» (то есть связанной с самостоятельным, а не совместным с родителями индивидуальным проактивным действием) агентности ребенка имеют наибольшую значимость для его адаптации к меняющимся условиям и успешности в образовательной траектории.

Благодарность. В данной научной работе использованы результаты проекта, выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Биографии авторов

Михаил Евгеньевич Гошин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат химических наук, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования

Павел Сергеевич Сорокин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования

Сергей Геннадьевич Косарецкий, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат психологических наук, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования

Загрузки

Опубликован

2022-11-06

Как цитировать

Гошин, М. Е., Сорокин, П. С. ., & Косарецкий, С. Г. . (2022). Агентность школьников в условиях изменений образовательного контекста в период пандемии COVID-19: источники, проявления и эффекты. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2145

Выпуск

Раздел

Социология образования