«Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта

Авторы

  • Павел Сергеевич Сорокин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-3910-2090
  • Анастасия Викторовна Зыкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1858

Ключевые слова:

структура-действие, тренды социально-экономического развития, трансформирующая агентность, экспертный дискурс, обзор научной литературы, деструктурация, человеческий капитал

Аннотация

Накопленный в период глобальной пандемии опыт показывает, что способность к самостоятельному инициативному действию является ключевой для эффективного функционирования и развития многих общественных институтов, например в сфере образования или труда. Несмотря на их высокую практическую актуальность, вопросы «(трансформирующей) агентности», то есть проактивного изменения социальных институтов и структур через индивидуальное действие, по-прежнему занимают периферийное место в мейнстриме социальных наук. Более того, широкий спектр соответствующих наработок из разных дисциплин, а также из экспертного дискурса пока остается несистематизированным. Социологическая концептуальная рамка «структура — действие» дает возможность классифицировать релевантные понятия и наработки.

Разработанная классификация может выступить базой для создания целостных и комплексных моделей «(трансформирующей) агентности», позволяющих преодолеть привычные для мейнстрима социальных наук представления о приоритетном значении «внешних» структур и институтов по отношению к трансформационному потенциалу действия. Подобный «разворот» в академических и экспертных дискуссиях адекватен практическим задачам и вызовам, с которыми столкнулся мир на фоне продолжающейся глобальной пандемии.

Благодарность. В данной научной работе использованы результаты проекта, выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Авторы выражают благодарность Тимофею Редько и Алле Бородиной (оба — НИУ ВШЭ) за помощь в сборе и систематизации библиометрической информации.

Биографии авторов

Павел Сергеевич Сорокин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник Института образования

Анастасия Викторовна Зыкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • стажер-исследователь Института образования

Опубликован

2021-11-09

Выпуск

Раздел

Теория, методология и методы