Когнитивный анализ восприятия экономического кризиса
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.2.01Ключевые слова:
когнитивный анализ опросного инструмента, когнитивное интервью, критика операционализма, поведенческое кодирование, экономический кризис_x000D_Аннотация
В статье приводится критика опросных подходов к измерению кризисных явлений, основанная на прямой модели операционализации, согласно которой оперциональное определение непроблематично воспроизводит концептуальное. Представлена когнитивная интерпретация восприятия кризиса среди руководителей российских предприятий. На основании измерения эмоциональных и когнитивных компонент экономического кризиса разработана модель восприятия и интерпретации причин и последствий экономического кризиса в российской бизнес-среде. Наблюдение за речевыми стратегиями респондентов (аргументацией, примерами, отсылками к личному опыту, эмоциональными вставками), отвечающих на закрытые вопросы, позволяет связать содержательные ответы с коммуникативным контекстом, в котором они производились. Когнитивный характер исследования проявляется здесь не через прямое наблюдение над мыслительными процессами, а через косвенные поведенческие признаки (чему способствуют методы когнитивного интервью и поведенческого кодирования), тем не менее сигнализирующие об особенностях мыслительной активности. Отталкиваясь от анализа вопрос-ответной коммуникации, разработан индекс восприятия экономической ситуации (кризиса). В текущем мониторинге кризисных явлений и распространённости дискурса о кризисе, индекс может интерпретироваться как индикатор субъективного восприятия кризиса, где отрицательные значения сигнализируют о негативной ситуации, распространённости панических мнений и ожиданий, позитивные — о сдержанной позиции и отсутствии в обществе значимых субъективных переживаний. В нашем случае индекс субъективного восприятия экономической ситуации равен +0,22. Другими словами, доминирует взвешенный, ориентированный на аргументы дискурс о кризисе. Мы фиксируем за январь 2015 спокойные настроения, не предвещающие каких-либо панических действий в ближайшие два три месяца, но общее представление о будущем рисуется в пессимистических тонах, усиливающихся нежеланием делать какие-либо прогнозы и предположения.Загрузки
Опубликован
2015-05-10
Как цитировать
РОГОЗИН, Д. М. (2015). Когнитивный анализ восприятия экономического кризиса. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (2), 3. https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.2.01
Выпуск
Раздел
Теория, методология и методы