Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.11

Ключевые слова:

цифровизация образования, российская молодежь, профессиональная культура, цифровые и профессиональные компетенции, деструктивное влияние цифровой среды, антидеструктивные иммунитеты, массовый онлайн опрос, экспертное интервью, hall-тестирование

Аннотация

Основная проблема предпринятого исследования состоит в определении масштаба, направленности и результативности воздействия цифровизации на формирование профессиональной культуры российской молодежи. Данное влияние изучается в контексте интенсификации информационных потоков в социальных медиа, развития новых форматов и каналов сетевой коммуникации, взросления «поколения Z» (людей, рожденных в середине 1990-х годов и позднее), социализация и профессионализация которого проходит преимущественно в интернет-пространстве. Авторы ставят исследовательские вопросы, состоящие в выявлении соотношения роли социокультурной и цифровой сред в процессе формирования профессиональной культуры российской молодежи; сопоставлении значимости традиционных и цифровых каналов коммуникации, используемых молодым поколением РФ в процессе профессионализации; установлении специфики профессиональной и социокультурной адаптации в условиях интенсивного развития цифровых технологий; выявлении конструктивных и деструктивных эффектов цифровизации в процессе усвоения ценностей, норм, стратегий профессионального поведения; анализе формального и неформального цифрового пространства профессионального самоопределения и развития молодежи России.

Дизайн исследования основан на применении гибридной стратегии эмпирического анализа, совмещающей (1) массовый опрос в формате онлайн-анкетирования о наиболее значимых для российской молодежи каналах, форматах интернет-контента, технологиях его поиска, содержания наиболее востребованных молодежью интернет-ресурсов, связанных с профессиональным образованием и самообразованием; (2) экспертное интервью, обеспечившее получение данных о состоянии, тенденциях, перспективах влияния цифровизации образования на формирование профессиональной культуры молодежи, деструктивном влиянии цифровой среды на профессионализацию молодого поколения, антидеструктивных иммунитетах; (3) холл-тестирование, позволившее выявить уровень сформированности у российской молодежи умения дифференцировать цифровые продукты, оценивать их адекватность, полноту, объективность, социальную значимость.

Ключевым результатом исследования стало сегментирование российской молодежи на «идеалистов», «прагматиков» и «традиционалистов». Типология устанавливает зависимость между профессиональными, ценностными установками, стратегиями интернет-поведения, а также социально-демографическими характеристиками. Сфокусированность на осмысленном профессиональном выборе, активная, добровольная и прогрессивная профессионализация («идеалисты» и «прагматики») сопряжены с активной профессиональной интернет-коммуникацией, умением управлять рисками сетевого взаимодействия. Напротив, ригидность, вынужденность стратегии профессионального выбора («традиционалисты») коррелирует с фрагментарностью профессиональной интернет-коммуникации, отсутствием сформированных антидеструктивных иммунитетов. Специфика характеристик профессиональной, гражданской, социокультурной адаптации российской молодежи, особенностей их сетевых коммуникаций предопределила сущность систематизированных авторами антидеструктивных иммунитетов в цифровой среде.

Благодарность. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

Биографии авторов

Елена Викторовна Бродовская, Финансовый университет при Правительстве РФ

  • Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
    • доктор политических наук, доцент, профессор
  • Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
    • главный научный сотрудник Института перспективных исследований

Анна Юрьевна Домбровская, Московский педагогический государственный университет

  • Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
    • доктор социологических наук, доцент

Роман Васильевич Пырма, Финансовый университет при Правительстве РФ

  • Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
    • кандидат политических наук, заместитель руководителя и доцент Департамента политологии и массовых коммуникаций

 

Алексей Викторович Синяков, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
    • заведующий учебной лабораторией кафедры методологии социологических исследований

Артур Александрович Азаров, Администрация Центрального района Санкт-Петербурга

  • Администрация Центрального района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия
    • кандидат технических наук, начальник отдела информатизациии связи

 

Загрузки

Опубликован

2019-02-25

Как цитировать

Бродовская, Е. В., Домбровская, А. Ю., Пырма, Р. В., Синяков, А. В., & Азаров, А. А. (2019). Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1). https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.11