Парадокс религиозности: откуда берутся верующие?
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.02Ключевые слова:
религиозноe предложениe в России, Русская Православная Церковь, религиозность, священник, религиозная вовлеченностьАннотация
В статье предлагается объяснение основного парадокса российской православной религиозности. Этот парадокс выражается в количественном разрыве в среде верующих православных между аффилирующими себя с православием (69 %) и реально практикующими верующими (3 %). В рассмотрении проблемы использованы данные авторского эмпирического исследования практик совершения исповеди. 9 и 10 апреля 2016 г. были собраны данные в 50 московских приходах. Кроме того, использованы интервью со священниками и епископами. Анализ парадокса российской религиозности проводится с применением разработанной автором концепции «модель религиозного предложения». Эта концептуальная разработка применена к определенному объекту — времяемкости взаимодействия священника и мирянина. Результаты применения этой модели позволяют по-новому взглянуть на религиозные процессы, разворачивающиеся в современной России. Удалось выявить специфику взаимосвязи религиозного предложения и религиозного спроса на российском рынке религий. К выявлению этой специфики автор приходит через подсчет потенциально возможных временных затрат священника на личное общение с прихожанами в целом и конкретно в исповеди. В статье рассмотрен способ квантификации временной структуры деятельности православного священника и измерения той ее части, которая может быть выделена на исповедь и личное общение с прихожанами. Ключевым для данной статьи является тезис об имеющем место ограничении религиозного предложения. Таким образом, автор показывает, что специфика российской религиозности не исчерпывается процессами секуляризации. Адекватность полученных количественных оценок анализируется с точки зрения данных экспертных интервью. Автором высказывается гипотеза о существенном росте группы верующих, «причащающихся несколько раз в год, но реже раза в месяц», как результате специфики религиозного предложения в современной России.