Имплементация обучения на основе проектов в школе: анализ высказываний учителей в контексте системной модели креативности

Авторы

  • Надежда Александровна Авдеенко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-3127-4499

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.3.2253

Ключевые слова:

учителя, креативность, имплементация практики преподавания, учебные проекты, системная модель креативности

Аннотация

Креативность — способность продуцировать оригинальные, новые идеи и решения — понимается рынком труда как важная компетенция. Сложности, связанные с развитием креативности в учебном процессе, в научной литературе рассматриваются через списки барьеров и условий, которые выявляются в ходе эмпирического исследования. Одной из возможных педагогических практик для формирования способности выдвигать и исследовать идеи является обучение при помощи проектов. В данной статье процессы, связанные с имплементацией такого обучения в школе, рассматриваются сквозь призму системной модели креативности М. Чиксентмихайи. На материале 15 фокус-групп со 144 учителями начальной школы и учителями-предметниками в шести школах Московской области исследуются роли, которые играют в процессе имплементации такие составляющие системной модели, как индивид (ученик), поле (учитель) и область культуры (содержание образования). Получившийся в итоге список факторов позволяет конкретизировать выделенные ранее препятствия: перегруженность учебной программы, отсутствие у учащихся необходимой базы знаний и умений, отсутствие необходимой квалификации у учителей. Системное рассмотрение условий для успешной имплементации проектов в школе может позволить в будущем предложить более эффективные способы поддержки этого процесса.

Благодарность. Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928). Автор выражает признательность М.А. Пинской и А.М. Михайловой, а также анонимным рецензентам журнала за ценные замечания.

Биография автора

Надежда Александровна Авдеенко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Института образования 

Библиографические ссылки

Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996.

Belanovskiy S. A. (1996) The Method of Focus Groups. Moscow: Magister. (In Russ.)

Добрякова М. С., Новикова Е. Г., Юрченко О. В. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. М.: НИУ ВШЭ. 2018. URL: https://publications.hse.ru/books/228987019 (дата обращения: 26.08.2019).

Dobryakova M. S., Novikova Е. G., Yurchenko O. Yu. (2018) 21-Century Skills in the Russian School: A View of Teachers and Parents. Moscow: HSE. (In Russ.)

Добрякова М. С., Фрумин И. Д. Меняется мир — меняется образование // Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. С. 23–33.

Dobryakova M. S., Froumin I. D. (2020) The World Is Changing, Education Is Changing. In: Dobryakova M. S., Froumin I. D. (eds.) Universal Competences and New Literacy: From Slogans to Reality. Moscow: HSE University Publishing House. P. 23–33. (In Russ.)

Кларин М. В. Глава 7. Сделано в СССР. В поисках технологии творчества: перспективы синергии // Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. М.: Луч, 2018. С. 369–373.

Klarin M. V. (2018) Chapter 7. Made in USSR. In Search of Creative Technology: Prospects for Synergy. In: Innovative Learning Models: a Study of World Experience. Moscow: Luch. P. 369–373. (In Russ.)

Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

Polivanova K. N. (2011) Project-Based Learning: Teacher’s Manual. Moscow: Prosveshcheniye. (In Russ.)

Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. М.: Карьера Пресс, 2017.

Csikszentmihalyi M. (2017) Creativity. Flow and the Psychology of Discovery and Invention. Moscow: Career Press. (In Russ.)

Albar S., Southcott J. (2021) Problem and Project-Based Learning through an Investigation Lesson: Significant Gains in Creative Thinking Behaviour within the Australian Foundation (Preparatory) Classroom. Thinking Skills and Creativity. Vol. 41. Art. 100853. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100853.

Andiliou A., Murphy P. K. (2010) Examining Variations among Researchers’ and Teachers’ Conceptualizations of Creativity: A Review and Synthesis of Contemporary Research. Educational Research Review. Vol. 5. No. 3. P. 201-219. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2010.07.003.

Barker R., McDonald Sh. (2021) Practically There? Exploring Public Relations Educators’ Perceptions of Creativity in the Curriculum and Classroom. Journal of Communication Management. Vol. 26. No. 1. P. 115-129. https://doi.org/10.1108/JCOM-01-2021-0008

Bell S. (2010) Project-Based Learning for the 21st Century: Skills for the Future. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas, Vol. 83. No. 2. P. 39–43. https://doi.org/10.1080/00098650903505415.

Bereczki E., Kárpáti A. (2018) Teachers’ Beliefs about Creativity and Its Nurture: A Systematic Review of the Recent Research Literature. Educational Research Review. Vol. 23. P. 25–56. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2017.10.003.

Chien Ch., Hui A. (2010) Creativity in Early Childhood Education: Teachers’ Perceptions in Three Chinese Societies. Thinking Skills and Creativity. Vol. 5. P. 49-60. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2010.02.002.

Cremin, T., Chappell, K. (2019) Creative Pedagogies: A Systematic Review. Research Papers in Education, Vol. 36. No. 3. P. 299–331. https://doi.org/10.1080/02671522.2019.1677757.

Csikszentmihalyi M., Wolfe R. (2014) New Conceptions and Research Approaches to Creativity: Implications of a Systems Perspective for Creativity in Education. In: The Systems Model of Creativity. P. 161–184. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9085-7_10.

Csikszentmihalyi M. (2014) Society, Culture, and Person: A Systems View of Creativity. In: The Systems Model of Creativity. Dordrecht: Springer. P. 47–61. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9085-7_4.

Davies D., Jindal-Snape D., Collier C., Digby R., Hay P., Howe A. (2013) Creative Learning Environments in Education—a Systematic Literature Review. Thinking Skills and Creativity. Vol. 8. P. 80–91. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2012.07.004.

Dole S., Bloom L.A., Doss K.K. (2016) Rocket to Creativity: A Field Experience in Problem-Based and Project-Based Learning. Global Education Review. Vol. 3. No. 4. P. 19–32.

Framework for the Assessment of Creative Thinking in PISA 2021: Third Draft. OECD, 2021. URL: https://www.oecd.org/pisa/publications/PISA-2021-creative-thinking-framework.pdf (accessed: 04.06.2022).

Gilflores J., Alonso C. (1995) Using Focus Groups in Educational Research. Evaluation Review. Vol. 19. No. 1. P. 84–101. https://doi.org/10.1177/0193841X9501900104.

Gunawan G., Sahidu H., Harjono A., Suranti N. (2017) The Effect of Project-Based Learning with Virtual Media Assistance on Student's Creativity in Physics. Cakrawala Pendidikan. Vol. 2. No. 30. https://dx.doi.org/10.21831/cp.v36i2.13514.

Haukås Å. (2016) Teachers’ Beliefs about Multilingualism and a Multilingual Pedagogical Approach. International Journal of Multilingualism, Vol. 13. No. 1. P. 1–18. https://doi.org/10.1080/14790718.2015.1041960.

Ismuwardani Z., Nuryatin A., Doyin M. (2019) Implementation of Project-Based Learning Model to Increased Creativity and Self-Reliance of Students on Poetry Writing Skills. Journal of Primary Education. Vol. 8. No. 1. P. 51–58.

Kampylis P., Berki E., Saariluoma P. (2009) In-Service and Prospective Teachers’ Conceptions of Creativity. Thinking Skills and Creativity. Vol. 4. No. 1. P. 15-29. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2008.10.001

Nilsen P. (2015) Making Sense of Implementation Theories, Models and Frameworks. Implementation Science. Vol. 10. Art. 53. https://doi.org/10.1186/s13012-015-0242-0.

Mullet D., Willerson A., Lamb K., Kettler T. (2016) Examining Teacher Perceptions of Creativity: A Systematic Review of the Literature. Thinking Skills and Creativity. Vol. 21. P. 9-30. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2016.05.001.

Olivant K. F. (2015) “I Am Not a Format”: Teachers’ Experiences with Fostering Creativity in the Era of Accountability. Journal of Research in Childhood Education. Vol. 29. No. 1. P. 115-129. https://doi.org/10.1080/02568543.2014.978920.

Scott G., Leritz L., Mumford M. (2004) The Effectiveness of Creativity Training: A Quantitative Review. Creativity Research Journal. Vol. 16. No. 4. P. 361–388. https://doi.org/10.1080/10400410409534549.

Seechaliao T. (2017) Instructional Strategies to Support Creativity and Innovation in Education. Journal of Education and Learning. Vol. 6. No. 4. P. 201–208. http://doi.org/10.5539/jel.v6n4p201.

Sternberg R. J., Lubart T. I. (1999) The Concept of Creativity: Prospects and Paradigms. In: R. J. Sternberg (ed.) Handbook of Creativity. Cambridge: Cambridge University Press. P. 3–15.

Storer T. (2018) The Effect of Project-Based Learning on the Creativity of Elementary Students. Wilkes University. ProQuest Dissertations Publishing.

Syarifah E., Emiliasari R. (2019) Project-Based Learning to Develop Students’ Ability and Creativity in Writing Narrative Story. Indonesian EFL Journal. Vol. 5. No. 1. P. 85–94. http://dx.doi.org/10.25134/ieflj.v5i1.1627.

Ummah S., In’am A., Azmi R. (2019) Creating Manipulatives: Improving Students’ Creativity through Project-Based Learning. Journal on Mathematics Education. Vol. 10. No. 1. P. 93–102. http://dx.doi.org/10.22342/jme.10.1.5093.93-102.

Wu T., Wu Y. (2020) Applying Project-Based Learning and Scamper Teaching Strategies in Engineering Education to Explore the Influence of Creativity on Cognition, Personal Motivation, and Personality Traits. Thinking Skills and Creativity. Vol. 35. Art. 100631. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100631.

Zhou C., Kolmos A., Nielsen J.F.D. (2012) A Problem and Project-Based Learning (PBL) Approach to Motivate Group Creativity in Engineering Education. International Journal of Engineering Education. Vol. 28. No. 1. P. 3–16.

Загрузки

Опубликован

2023-07-07

Как цитировать

Авдеенко, Н. А. (2023). Имплементация обучения на основе проектов в школе: анализ высказываний учителей в контексте системной модели креативности. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3). https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.3.2253

Выпуск

Раздел

Социология образования