Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО?

Авторы

  • Вера Андреевна Мальцева Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики https://orcid.org/0000-0001-7555-2350
  • Ирина Евгеньевна Сальникова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Алексей Игоревич Шабалин Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики https://orcid.org/0000-0003-3905-6960

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.2090

Ключевые слова:

социально-экономическое неравенство, образовательная траектория, колледж, доступ в высшее образование, среднее профессиональное об

Аннотация

Учеба в старшей школе чаще всего завершается поступлением в вуз, а колледж для одиннадцатиклассников является «вторичной» траекторией. Однако с середины 2010-х годов все больше выпускников 11 классов подают заявления в колледжи на фоне стагнирующего приема в вузы. В основе растущего спроса на СПО могут лежать как проблемы доступа к высшему образованию, так и изменение в восприятии желаемых и приемлемых послешкольных траекторий. В статье через призму социально-экономического неравенства и рационального действия исследуются особенности выбора образовательного маршрута одиннадцатиклассников, ставших студентами колледжей. Эмпирическую базу исследования составляет серия интервью со студентами, поступившими в колледжи в 2019—2020 гг. после окончания 11 классов и имевшими относительно высокую успеваемость в школе.

Исследование показало, что на выбор образовательной траектории студентов колледжей повлияло сочетание факторов. С одной стороны, выбор в пользу СПО оказался вынужденным шагом для одиннадцатиклассников в условиях снижения доступа к высшему образованию. Это следствие не только вторичных эффектов социально-экономического положения семьи и ее невысокого экономического ресурса, но и отсутствия продуманной стратегии поступления в вуз, наличие которой становится условием успешной прогрессии в высшее образование. С другой стороны, зафиксировано изменение в нарративе СПО: в случае «мягких» и цифровых профессий колледж начинает выступать непосредственной альтернативой вузу, каналом более быстрого и менее затратного овладения монетизируемыми профессиональными навыками. Таким образом, рост интереса к СПО можно интерпретировать и как вынужденно отложенное решение о получении диплома вуза, и как следствие нелинейности образовательных маршрутов молодежи.

Благодарность. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22–18-00533).

Авторы благодарят за содействие в сборе данных и поддержку исследования В.А. Болотова, за обсуждение материалов интервью и содержательные комментарии — Е.В. Минину. Отдельную признательность авторы выражают Н.Я. Розенфельд и Е.А. Беловой за помощь в проведении интервью.

Биографии авторов

Вера Андреевна Мальцева, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

  • Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия
    • кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Центр развития навыков и профессионального образования Института образования

Ирина Евгеньевна Сальникова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

  • Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия
    • магистрант Института образования

Алексей Игоревич Шабалин, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

  • Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия
    • эксперт Центра развития навыков и профессионального образования Института образования

Загрузки

Опубликован

2022-07-07

Как цитировать

Мальцева, В. А., Сальникова, И. Е., & Шабалин, А. И. (2022). Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО?. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.2090

Выпуск

Раздел

Социология образования