Факторы восприятия селебрити в коммуникации по вопросам здоровья о ВИЧ

Авторы

  • Любовь Викторовна Шантырева Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" https://orcid.org/0000-0002-3852-1763
  • Кристина Сергеевна Тюленева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-3605-0336

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1957

Ключевые слова:

селебрити, знаменитости, коммуникации, коммуникации по вопросам здоровья, ВИЧ

Аннотация

 

В центре внимания статьи находятся особенности использования образов знаменитостей в коммуникации по вопросам здоровья — значимом инструменте, способствующем предотвращению заболеваний, повышению осведомленности и ответственности при принятии решений о поддержании своего физиологического состояния. Как образ знаменитости влияет на эффективность коммуникации? Какие черты, личные и профессиональные, имеют наибольшее значение? Концептуальная основа исследования выстраивается вокруг понятий доверия и сенситивности, а также роли образа в восприятии. Статья основывается на анализе коммуникации, построенной на участии селебрити и направленной на информирование о ВИЧ-инфекции. Эмпирически статья опирается на материалы фокус-групповых обсуждений с использованием стимульных материалов (6 групп, 36 участников в возрасте 18—25 лет, показаны фильмы о ВИЧ с участием селебрити). Анализ полученных данных свидетельствует, что наличие образа знаменитости в коммуникации по вопросам здоровья повышает эффективность восприятия: увеличивает заинтересованность в тематике сообщения, влияет на запоминаемость информации, в то время как отсутствие селебрити в стимульном материале аналогичной тематики имеет обратный эффект. Показано, что внешний вид и половая принадлежность знаменитости не оцениваются в качестве значимых факторов подобной коммуникации, а харизма, личный опыт и экспертность способны оказать положительное воздействие на восприятие информации.

Благодарность. Материал подготовлен в рамках гранта Факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «Селебрити и платформы».

 

Биографии авторов

Любовь Викторовна Шантырева, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

  • Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия
    • Преподаватель, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Департамент интегрированных коммуникаций

Кристина Сергеевна Тюленева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • Студентка, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Реклама и связи с общественностью 

Загрузки

Опубликован

2022-03-07

Как цитировать

Шантырева, . Л. В., & Тюленева, К. С. (2022). Факторы восприятия селебрити в коммуникации по вопросам здоровья о ВИЧ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1957

Выпуск

Раздел

Теория, методология и методы