Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах

Авторы

  • Наталия Владимировна Лебедева Казанский федеральный университет; Высшая школа экономики https://orcid.org/0000-0002-5019-9033
  • Ксения Александровна Вилкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-2161-0409

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.1923

Ключевые слова:

STEM-образование, высшее образование, гендерная сегрегация, гендер, мотивация

Аннотация

Активное развитие областей STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) требует привлечения новых кадров. Однако в STEM наблюдается гендерный дисбаланс в сторону мужчин. В данной работе на основе смешанного дизайна мы изучаем, как именно юноши и девушки аргументируют важность прикладывания усилий для учебы и карьеры в STEM. В рамках количественного этапа мы анализируем данные опроса студентов, обучающихся в этой области (n = 2 192), для поиска гендерных различий в мотивационных ориентирах. На следующем этапе мы обращаемся к данным полуструктурированных интервью с семнадцатью студентами, что позволяет увидеть аргументацию юношей и девушек, которые прикладывают разные усилия для учебы в STEM. Рассматривая два этапа социализации (университет и карьера), мы зафиксировали, что мотивационные ориентиры выбора связаны со способностями к STEM и теми усилиями, которые студенты прилагают для успешной реализации в них. Юноши более уверены в своих способностях, аргументируя это наличием природного таланта и предрасположенности к успешной учебе в STEM. Девушкам же необходимо прикладывать дополнительные усилия для достижения успеха и в учебе, и в карьере. Однако, по их мнению, это зачастую не приводит к ожидаемому результату, и девушки чаще юношей задумываются о смене карьерной траектории после получения STEM образования. В свою очередь юноши после выпуска из университета склонны рассчитывать на высокую зарплату и быстрый карьерный рост. Полученные результаты фиксируют текущие проблемы гендерного дисбаланса в STEM, раскрывая особенности мотивационных ориентиров, и позволяют проводить более сфокусированные образовательные интервенции для закрепления девушек в данных областях.

Благодарность. Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Биографии авторов

Наталия Владимировна Лебедева, Казанский федеральный университет; Высшая школа экономики

  • Казанский федеральный университет, Казань, Россия
    • преподаватель, кафедра клинической психологии и психологии личности
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • аспирант

Ксения Александровна Вилкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования

Загрузки

Опубликован

2022-07-07

Как цитировать

Лебедева, Н. В., & Вилкова, К. А. (2022). Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.1923

Выпуск

Раздел

Социология профессий