Удовлетворенность старшеклассников школой: слагаемые, факторы, следствия

Авторы

  • Константин Владимирович Харченко Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН https://orcid.org/0000-0003-3329-7755

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1870

Ключевые слова:

удовлетворенность, школа, старшеклассники, метод индексов, социальная активность, субъектность

Аннотация

В статье представлены результаты двух социологических исследований удовлетворенности старшеклассников условиями обучения в школе, которые проводились на основе репрезентативной выборки в образовательных организациях Белгородской области в 2018 и 2019 гг. Для решения поставленных задач были использованы принцип многомерности, системный, структурно-функциональный и личностно-ориентированный подходы, методы сравнительного и математико-статистического анализа. Обзор российских и зарубежных исследований соответствующей тематики позволил определить специфику социологического подхода — в отличие от психологического, он в большей мере ориентирован на внешнюю среду социального взаимодействия и на социальное управление. Раскрыта роль категории удовлетворенности в измерении эффективности образовательной системы. Сравнение результатов двух исследований позволяет говорить об отсутствии позитивной динамики и даже о некотором снижении удовлетворенности. Наибольшее негативное влияние оказывают перегрузка старшеклассников, непонимание со стороны учителей и шумная обстановка в классе, среди частных аспектов — качество учебников и школьного питания. Удовлетворенность прямо пропорциональна функциональной грамотности, особенно таким ее элементам, которые подразумевают субъектность, коррелирует с активностью участия в жизни школы, а также, в несколько меньшей степени, с успеваемостью. Подчеркивается, что удовлетворенность формирует не только организационную лояльность в настоящем, но и социальный потенциал организации на перспективу. В заключении показано, как результаты измерения удовлетворенности могут транслироваться в плоскость управленческих решений.

Биография автора

Константин Владимирович Харченко, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

  • Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2022-03-07

Как цитировать

Харченко, К. В. (2022). Удовлетворенность старшеклассников школой: слагаемые, факторы, следствия. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1870

Выпуск

Раздел

Социология образования